Последние новости
02 дек 2016, 22:57
Президент США Барак Обама подпишет закон о 10-летнем продлении санкций против Ирана,...
Поиск



» » » Старые и новые друзья Буша


Старые и новые друзья Буша

Старые и новые друзья БушаСША за неделю создали три новых международных блока

Президент США Джордж Буш укрепляет систему военно-политических союзов, посредством которой США влияют на ситуацию на Азиатском континенте. В течение первой недели марта были подписаны такие соглашения и сделаны такие заявления, которые позволяют усмотреть формирование по крайней мере трех мощных стратегических союзов, ни один из которых не является абсолютно новым, но которые в совокупности означают единовременное усиление американского влияния в Евразии и новый виток конфронтации с традиционными противниками - Ираном, Китаем и Северной Кореей.

Итак, 1-2 марта Буш подписал важнейшие соглашения c Индией, 3-4 марта - поставил на место Пакистан, который расчитывал на сохранение статуса основного союзника США в Азии. 7 марта было объявлено о подготовке создания "антииранской коалиции", а 8-го - о формировании в Тихоокеанском регионе стратегического союза США - Япония - Южная Корея.

Новый друг...

В опубликованном в начале февраля 2006 года докладе об американской военной стратегии (такие доклады Пентагон готовит каждые четыре года) ключевым стратегическим партнером США в военной сфере была названа Индия.

Летом 2005 года глава Пентагона Дональд Рамсфельд и министр обороны Индии Пранаб Махерджи подписали соглашение о сотрудничестве в военной сфере сроком на 10 лет. В сентябре того же года были достигнуты первоначальные договоренности о фактическом признании США Индии ядерной державой. Мир и дружба между Индией и США были окончательно закреплены совместными военно-морскими учениями с участием авианосцев в феврале 2006 года и подписанием соглашений о сотрудничестве в ядерной сфере 1-2 марта.

Интерес США к Индии вполне понятен. Во-первых, это одна из наиболее динамично растущих экономик мира (по данным МВФ, рост ВВП в 2005 году составил порядка 7,5 процента, прогноз роста на 2006 год - 7,1 процента). По этому показателю уступает только Китаю. При этом Индии в наследство от британского колониального господства досталась мощная система образования, готовящая специалистов достаточно высокого уровня практически во всех областях, значимых для современной экономики, начиная от программирования и биохимии и заканчивая макроэкономикой. Это означает, что экономический рост Индии будет достаточно стабилен и не захлебнется в ближайшие годы, при условии, конечно, что Индии удастся справиться с "утечкой мозгов", поскольку тех же индийских программистов с восторгом принимают американские компании, тем более что их требования о зарплате гораздо скромнее, чем требования специалистов аналогичного уровня из большинства других стран

Во-вторых, Индия - это один из наиболее емких в мире рынков. В стране живет более миллиарда человек - более миллиарда потребителей! И этот рынок еще не поделен. Это не говоря о том, что Индия имеет хотя и сравнительно небольшой (порядка 20 миллиардов долларов, около 2,4 процента ВВП), но весьма эффективно используемый военный бюджет, из которого только в этом году выделяется 10 миллиардов долларов на закупку современных многоцелевых истребителей и некоторых технологий военного самолетостроения. За доминирование на индийском оружейном рынке уже разворачиваются нешуточные схватки.

В-третьих, Индия - чуть ли не единственная постколониальная страна, которая смогла и найти собственный путь развития, и неуклонно по нему двигаться в течение вот уже более полустолетия, и в полной мере сохранить однажды завоеванную самостоятельность, не став зависимой от иностранных инвестиций и специалистов, и при этом имеет приличные отношения с западными странами, не держит ни на кого обид и никого не обвиняет в своей нынешней отсталости.

В-четвертых, Индия - не мусульманская страна. Более того, это страна традиционно многоконфессиональная. Конфликты на религиозной почве в Индии существуют как раз там, где проживают мусульмане - прежде всего в штатах Джамму и Кашмир, на границе с Пакистаном. Благодаря этому Индия может себе позволить занимать позицию над схваткой, когда в непосредственной близости от нее жгут датские флаги, громят посольства западных стран или сунниты и шииты взрывают святыни друг друга.
Наконец, в-пятых, Индия - страна демократическая, лидеры которой не замечены в списках одиозных диктаторов. Более того, нынешний лидер правящей партии "Индийский национальный конгресс" и глава правительства Манмохан Сингх является представителем религиозного меньшинства - сикхов, так что индийцы отнюдь не чужды политкорректности.

Интерес США к Индии, повторимся, понятен. Не вполне понятно другое: почему это сближение стало происходить только в последние пару лет, хотя все вышеприведенные факторы, определяющие этот интерес, действуют уже достаточно давно, а об обладании ядерным оружием Индия объявила еще в 1998 году (за что, кстати, США вводили против нее санкции). Ясно, впрочем что такие факторы, как численность населения, темпы роста экономики и обладание ядерным оружием сами по себе не определяют всего. То есть ответ на вопрос, почему именно сейчас США столь активно стали дружить с Индией, кроется, по всей вероятности, в действии других факторов, скажем, в изменении соотношения сил между основными игроками на международной арене.

Основные изменения последнего времени связаны с теми же Ираном и Китаем. Укрепление экономических связей Японии и Китая, несмотря на возникающие проблемы, побуждает японцев и к некоторому политическому сближению с Китаем. То же можно сказать и о Южной Корее. В этой ситуации США, следуя принципу "не класть все яйца в одну корзину", не могут расчитывать только на тех союзников, которые у них уже есть, и стремятся обзавестись новыми. Что же касается Ирана, то США заинтересованы в том, чтобы как можно большее число стран, обладающих авторитетом на международной арене, приняли участие в его изоляции.

Пакистан, до сих пор остававшийся главным союзником США в Азии, всерьез обеспокоился сближением США и Индии. Пакистанский президент Первез Мушарраф, с которым Буш встречался уже на следующий день после подписания соглашений о сотрудничестве в ядерной сфере с Индией, поспешил предложить аналогичное сотрудничество. Но Буш сказал как отрезал: "Индия и Пакистан являются разными странами с разными нуждами и разной историей".

Разумеется, партнерство США и Пакистана продолжится, хотя бы потому, что вряд ли американцам удастся найти другого такого союзника в исламском мире (в нем Пакистан занимает второе место по численности населения, уступая лишь Индонезии, и является единственной страной, обладающей ядерным оружием). Но чью сторону примет США при очередном обострении конфликта между этими странами - теперь уже далеко не очевидно.

...а два старых друга - совсем хорошо

8 марта, выступая перед сенатским Комитетом по вооруженным силам, командующий Тихоокеанской группировкой американских войск и флота адмирал Уильям Фоллон заявил, что США следует расширить сотрудничество со своими союзниками на Дальнем Востоке и превратить два двухсторонних союза (c Японией и с Южной Кореей) в один трехсторонний. Таким образом, Китай оказывается уже между двух огней: на юге - Индия, на востоке - Япония и Южная Корея, и за спинами всех стоят США. И это не говоря о том, что все участники переговоров о северокорейской ядерной программе, кроме России и Китая, оказываются теснее "завязаны" между собой, что позволит им оказывать более действенное давление на КНДР.

В том же докладе Пентагона, где наиболее перспективным партнером США названа Индия, определен и их основной противник - Китай. Эта страна имеет наибольший потенциал для соперничества с США в военной сфере, говорится в докладе, и со временем сможет компенсировать традиционные военные преимущества Соединенных Штатов (которые связаны прежде всего с оперативностью развертывания сил).

Китай, создавший собственную модель экономического роста, бурно развивается, а правящий там коммунистический режим делает его источником постоянного раздражения для США как глобального лидера, стремящегося основать свое лидерство на неолиберальных принципах. Китай может позволить себе в международной политике многое, чего не могут другие, даже столь же активно развивающиеся страны, поскольку он, помимо всего прочего, обладает ядерным оружием (причем это, в отличие от ситуации с Индией, закреплено в Договоре о нераспространении ядерного оружия) и статусом постоянного члена Совета безопасности ООН.

После Второй мировой войны у США было две опоры на Дальнем Востоке - Япония и Южная Корея. Япония фактически превратилась в полуколонию США, которые обеспечивали ее военную защиту (заодно имея мощную базу прямо на восточной границе СССР) и оказывали помощь в восстановлении экономики. В Корее ситуация была, в общем, похожей: на юге полуострова в 1948 году была создана Республика Корея под эгидой США, на территории которой также размещались американские военные базы и которая получала значительную материальную поддержку от Соединенных Штатов. В итоге эти две страны вошли в число экономических лидеров региона (а Япония - так и вовсе мировых экономических лидеров) и, хотя стали более самостоятельными, сохраняют традиционно тесные дружеские отношения с США.

Ситуация в Тихоокеанском регионе сильно осложнилась после того, как Северная Корея вышла из Договора о нераспространении ядерного оружия. Фактически КНДР тем самым открыто заявила, что стремится получить собственное ядерное оружие, чтобы защититься от "империалистов", и даже намекала на то, что оно у нее уже есть.
Две Кореи находятся в состоянии войны в течение уже более чем полувека, и дальше соглашения о прекращении огня 1953 года дело не пошло. Попытки урегулирования отношений то и дело предпринимаются: например, в ноябре 2005 года была достигнута договоренность о составлении единого словаря корейского языка, а 4-5 марта 2006 года хоккейные сборные двух стран сыграли между собой товарищеские матчи, облачившись в форму с одинаковым рисунком, различающуюся только цветами. Раз в несколько лет в демилитаризованной зоне на 38-й параллели, по которой проведена демаркационная линия, встречаются представители командования двух армий и договариваются о предотвращении стычек, которые все же происходят, поскольку мир-то так и не заключен.

Корейцы тяжело переживают раскол страны и колеблются между приверженностью противоположным политическим системам, идеологиям и традиционным союзникам, с одной стороны, и тягой к объединению - с другой. Так, недавний опрос южнокорейской молодежи показал: около половины граждан Южной Кореи в возрасте от 17 до 23 лет считают, что в случае нападения США на Северную Корею (а возможность такого нападения в целях "ликвидации угрозы" американцы никогда не исключали) Южная Корея должна принять сторону своих кровных собратьев, а не традиционных союзников. В то же время за то, чтобы в такой ситуации поддержать американцев, высказались менее 12 процентов респондентов.

Что касается Японии, то она официально даже не имеет армии, хотя в конце прошлого года правящая Либерально-демократическая партия предложила внести изменения в конституцию страны, которые позволят ее иметь. Впрочем, боеспособности ее ограниченных по численности и вооружению Сил самообороны позавидовали бы иные армии. На территории Японии, на острове Окинава, размещается крупная военная база США, на которой в настоящее время находится около 19 тысяч морских пехотинцев (8 тысяч, по договоренностям, достигнутым осенью 2005 года, в ближайшее время будут выведены), а также авиабаза "Кадена". Японские власти в последние годы перестали даже пытаться скрывать свое желание избавиться от американского военного присутствия, но вместе с тем заявляют о том, что по-прежнему привержены союзу с США.
Пытаться радикально перекроить политическую карту региона, где находятся и Китай, и Япония, и две Кореи, и Индонезия (крупнейшая мусульманская страна), и собственные базы на Окинаве и Гуаме, было бы со стороны США слишком самонадеянно и чревато неприятностями прежде всего для них самих. Однако северокорейский лидер Ким Чен Ир, который и так традиционно дружит с коммунистическим Китаем, не так давно снова побывал в Китае, причем тайно, что дало новый повод для подозрений и новую почву для развития военного сотрудничества.

Проверенный способ

После терактов 11 сентября 2001 года, начиная войну с терроризмом, Джордж Буш создал "антитеррористическую коалицию". Это понятие достаточно размытое: в зависимости от точки зрения, Россию, например, можно относить к числу ее членов, а можно не относить (с одной стороны, США признают, что Москва борется с международным терроризмом, но с другой, она не поддержала военные операции ни в Афганистане, ни в Ираке).

7 марта в интервью Чарли Роузу на американском Общественном телевидении заместитель госсекретаря США Николас Бернс заговорил о создании еще одной коалиции. "Для того, чтобы привлечь внимание иранцев и убедить их дать задний ход, может понадобиться создать коалицию стран, которые введут определенные санкции", - сказал он.

Участников этой коалиции, судя по всему, проще будет определить по формальным признакам: во-первых, введение экономических санкций против Ирана, во-вторых, отказ принимать у себя иранских лидеров, в-третьих, запрещение иранскому правительству размещать средства на счетах в своих банках. Бернс особо подчеркнул, что не уверен, присоединятся ли к этой коалиции Россия и Китай, которые сейчас выглядят главными защитниками Ирана от американских и израильских бомб.
Намерение создать антииранскую коалицию понятно и объяснимо: очевидно, что Совет безопасности ООН, правом вето в котором обладают сразу два противника силового решения "иранского вопроса" (те самые Россия и Китай), никогда не примет никаких резолюций, достаточно решительных, чтобы удовлетворить американцев. Поэтому США будут действовать в обход Совбеза. Именно так они действовали, например, против Сербии в 1999 году. Это старый проверенный способ.

Понимая это, генеральный секретарь ООН Кофи Аннан практически бессилен что-либо предпринять, и ему остается лишь призывать американцев выбирать выражения, когда они говорят об Иране.

Итого, налицо перспектива создания трех мощных союзов: США - Индия, США - Япония - Южная Корея и "антииранская коалиция", состав участников которой пока неясен, но в том, что и он будет весьма солидным, сомневаться не приходится. В каждом случае более или менее ясны преследуемые цели: Индия - выгодный экономический партнер и практически готовый противовес Китаю; Япония и Южная - не только противовес Китаю, но и силы, способные обуздать Северную Корею; "антииранская коалиция" - средство справиться с Ираном в обход Совбеза ООН. И о создании всех трех союзов было объявлено в течение одной недели.

Ну что ж, США - гегемон, они могут себе это позволить. Источник: www.Lenta.ru
09 мар 2006, 00:00
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.