Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Новости » Мировые Новости » Украинская блокада Приднестровья

Украинская блокада Приднестровья

06 мар 2006, 00:00
Украинская блокада ПриднестровьяКиев закрыл границу для товаров из самопровозглашенной республики

3 марта украинские власти ввели в действие нормы, согласно которым проходящие в эту страну товары из Приднестровья пропускаются через границу лишь при наличии подтверждения их оформления таможенной службой Молдавии. Решение Киева вызвало панику в самопровозглашенной республике. Местные власти уже заявили о надвигающейся гуманитарной катастрофе, которая неминуемо наступит, если граница, соединяющая Приднестровье с внешним миром, будет, по сути, контролироваться молдаванами. В Тирасполе посчитали, что Украина открыто перешла на сторону Молдавии, и по сложившейся традиции обратились за помощью к России.

В прошлую пятницу председатель Государственной таможенной службы Украины Александр Егоров сообщил, что его ведомство закрывает Котовскую таможню (на границе с Приднестровьем) и создает на ее основе Ягорлицкую и Кучурганскую таможни. По словам главного украинского таможенника, такое решение было принято в рамках оптимизации структуры таможенной службы и повышения эффективности работы таможенных постов. "У нас есть серьезные на сегодня проблемы с границей с Приднестровьем. Мы максимально пытаемся оптимизировать пункты пропуска, чтобы их было, во-первых, достаточно, а во-вторых, скажем так, чтобы они эффективно работали. Если взять ту структуру, которая существует сегодня, то она нас не удовлетворяет. Да, например, Котовская таможня имеет "размах" постов или пунктов пропуска 420 км. Понятно, что, сидя в Котовске, эффективно руководить дальними постами невозможно", - отметил Егоров.

Очевидно, Киев не устраивала не только большая протяженность зоны ответственности конкретной таможни, а сам факт совместной работы с приднестровскими властями, поскольку далее Егоров сообщил, что на основании распоряжения кабинета министров он отдал команду с 3 марта прекратить принимать таможенные декларации самопровозглашенной республики. Таким образом, оформление всех грузовых перевозок, осуществлявшихся на украинско-приднестровском участке границе, было отдано на откуп молдавской таможне. "С сегодняшнего дня мы начинаем работать по новой схеме с Молдовой. Те грузы, которые будут идти через территорию Приднестровья - только с обеспечением таможенной службы Молдовы", - подчеркнул Егоров.

Как только новые украинские правила вступили в силу, на границе с Приднестровьем стали скапливаться автомобили и железнодорожный транспорт - к понедельнику наиболее сложная ситуация сложилась на пропускных пунктах Новые Гояны и Кучурган. На нейтральной территории между двумя таможенными пунктами украинцы перегородили автотрассу дорожными "ежами". Для охраны заграждений были выставлены около десяти вооруженных пограничников. Положение стало для жителей Приднестровья патовым - им теперь не только нельзя вывезти свои товары для реализации, но и поступление в республику импортной продукции также оказалось нарушено.
За прошедшие три дня на станциях Кучурганы и Слободка, относящихся к Одесской железной дороге (Украина), скопились десятки составов с продукцией Рыбницкого металлургического завода: без соответствующих документов их не пропускают на территорию Украины. Новый порядок транзита предусматривает, что потребительские товары (продукты питания, медикаменты, строительные материалы и другие) будут следовать в Приднестровье только через молдавские пункты пропуска и при этом облагаться 20 процентным налогом на добавленную стоимость (НДС), акцизами и таможенными пошлинами. Это вызовет удорожание импорта почти на 30 процентов и рост цен практически на все товары (в том числе и первой необходимости).

Возникшую ситуацию в Тирасполе восприняли очень близко к сердцу, и приднестровское руководство понять можно - оно оказалось в ситуации, когда вся жизнедеятельность государственного организма республики поставлена в прямую зависимость от молдавских властей. По мнению президента Приднестровья Игоря Смирнова, приняв столь провокационное решение, Украина откровенно перешла на сторону Молдавии. "Введя новые таможенные правила для приднестровских товаров, Украина отошла от принципов объективности и беспристрастности, выступив на стороне одной из конфликтующих сторон. Мы призываем Украину взвесить политические последствия данного решения и не допустить масштабной социально-экономической катастрофы в регионе, жертвами которой станут, в том числе и сотни тысяч граждан Украины", - заявил Смирнов.

Для того чтобы минимизировать последствия транспортной блокады - мало кто сомневался, что приднестровцы и в самом деле пойдут получать декларации в Кишинев - в Тирасполе при президенте был создан специальный межведомственный совет. Формулируя задачи, стоящие перед этим органом, Смирнов подчеркнул, что руководство республики будет добиваться перехода экономики и общества "в мобилизационный режим, особое экономическое положение". Причем приднестровский лидер не сомневается, что для этого у его страны есть все возможности.

Однако не хлебом единым жив человек, и Приднестровье в данном случае вряд ли может уповать лишь на собственные силы. По словам Смирнова, в Тирасполе надеются на помощь России, у которой есть достаточно рычагов, чтобы сделать руководителей в Киеве и Кишиневе более сговорчивыми. "Мы рассматриваем Россию как единственную страну-гаранта - и юридически, и фактически. И рассчитываем на ее поддержку", - подчеркнул приднестровский лидер. Общественные организации республики обратились к президенту РФ Владимиру Путину с открытым письмом, в котором содержится призыв о помощи и поддержке в связи с экономической блокадой. Одновременно Союз украинцев Приднестровья, которых проживает здесь около четверти миллиона человек, призвал президента Украины Виктора Ющенко "не поддаваться давлению Молдавии и прекратить экономическую блокаду".

Российская сторона отреагировала специальным обращением МИД, в котором упрекнула Украину в ущемлении права Приднестровья вести собственную внешнеэкономическую деятельность. Это право было оговорено в действующем международном документе – Меморандуме об основах нормализации отношений между Молдавией и Приднестровьем, подписанном в 1997 году. Киев пока воздерживается от комментариев, хотя в пресс-службе президента Молдавии Владимира Воронина утверждают, что он успел обсудить положение на приднестровской границе со своим украинским коллегой, и стороны договорились постоянно держать связь.

Понимая, что ожидать немедленных шагов от главного защитника - России - не стоит, в Тирасполе на свой страх и риск предприняли ответные действия. В субботу на станции Бендеры приднестровские власти задержали три транзитных состава из СНГ, в том числе российский, груженый рудой для одного из украинских портов. По словам источника в руководстве самопровозглашенной республики, местные власти решили не пропускать транзитные грузы в Молдавию, а также из нее. "Это касается грузов, перевозимых как железнодорожным, так и автомобильным транспортом", - сказал источник.
Но это было не последнее слово в разгорающемся таможенно-транспортном конфликте - Молдавская железная дорога в ответ на задержание составов в Бендерах организовала пропуск транзитных грузов в обход Приднестровья. "Обстоятельства вынуждают нас временно приостановить движение поездов с транзитными грузами на приднестровском участке дороги Кучурган - Бендеры. О сложившейся ситуации проинформированы международные транспортные организации. При снятии препятствий со стороны Тирасполя движение будет незамедлительно восстановлено в прежнем объеме", - говорится в заявлении руководства госпредприятия "Железная дорога Молдовы".

Такой обмен "любезностями" уже случался в новейшей истории взаимоотношений Молдавии и Приднестровья. В августе 2004 года Тирасполь объявил о создании собственной железнодорожной структуры на участке Бендеры-Новосавицкая (протяженностью 38 километров) и Рыбница-Слободка (40 километров). Ранее приднестровские общественные организации три дня блокировали движение поездов в районе Бендер, объяснив это "ответными мерами на экономические санкции со стороны Кишинева". Санкции же заключались в том, что молдавские власти настаивали все на том же - на прекращении Украиной оформления приднестровских грузов, чтобы самим контролировать таможенные процедуры. После того как Тирасполь попытался взять контроль над железнодорожными дорогами, Молдавия объявила о прекращении с сентября движения всех поездов через Приднестровье. В дальнейшем конфликт удалось погасить без каких-либо глобальных последствий.

На этот раз, особенно на фоне очередного безуспешного раунда переговоров по урегулированию молдавско-приднестровского конфликта, транспортный вопрос может привести как минимум к приостановке, а как максимум - к прекращению переговорного процесса. Еще месяц назад украинские власти заявили, что не намерены участвовать в экономической блокаде Приднестровья. В ответ на это Госдепартамент США и верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана выразили разочарование отказом Киева поддержать кишиневские таможенные инициативы. И вот, кажется, Киев созрел. Презрев ради угоды Западу интересы и той четверти миллиона украинцев, которые проживают в Приднестровье. www.Lenta.ru

06 мар 2006, 00:00




Украинская блокада Приднестровья


Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.