Последние новости
08 дек 2016, 22:43
Группа сенаторов от Республиканской и Демократической партий направили Дональду Трампу...
Поиск

» » » Оскар 2006: Столкновение полов


Оскар 2006: Столкновение полов

Оскар 2006: Столкновение половАмериканские ковбои с китайским оттенком не прошли

Давным-давно в далеком 2001 году в галактике Голливуд бушевала 73-я церемония вручения премии Оскар. Ее тогдашний ведущий, поседевший до срока Стив Мартин, начал шоу с фразы, на которую тогда мало кто обратил внимание. "Нас сейчас смотрят почти 800 миллионов человек во всем мире, - сказал Мартин. - И знаете, что они про нас думают? Что мы все голубые"! Прошло пять лет. Боже, как он был прав!

Тогда шутку ведущего убранная в шелка и бриллианты аудитория встретила добродушным смехом. И как было не посмеяться над богатой фантазией зрителей! Голубые?! И в самом деле, почти каждая особь мужеского пола, присутствующая в зале, хоть раз, но читала в таблоидах про себя подобный вздор. Ну, да Бог с ними, этими журналистами, чего они там только не напишут. Ведь в том году в почете были фильмы, герои которых буквально захлебывались от тестостерона. Один "Гладиатор" чего стоил.

Среди смеявшихся был человек, который позже превратит незамысловатую шутку Мартина в настоящее пророчество. Быть может, он даже смеялся больше остальных. Быть может, даже хватался за живот и кричал: "Ой, не могу!", - падал, поднимался и хохотал вновь. И поводов у него было предостаточно. Он только что стал обладателем "Золотого глобуса" за режиссуру, его фильм получил почти все мыслимые профессиональные призы и считался одним из фаворитов оскаровской гонки в номинации "лучший иностранный фильм". И это все он, простой китайский парень тайваньского происхождения или... тайваньский парень китайского происхождения.

Спустя пять лет, сидя в том же самом киноцентре "Кодак", уже маститый голливудский режиссер Энг Ли наверняка вспомнил Стива Мартина. В 2006 году его фильм претендовал на Оскар уже не в унизительной "иностранной", а почти во всех главных номинациях, и никто не смеялся над такими шутками. Ибо нехорошо. Не то, чтобы кто-то запрещал шутить на эту тему, но все же нехорошо.
А ведь он почувствовал раньше всех вот эту возобладавшую в Голливуде стеснительность по поводу мужчин, "которые не такие, как большинство". В 1992 году, то есть еще до знаменитой "Филадельфии" с Хэнксом в главной роли, Ли снял фильм "Свадебный банкет" о драматической любви жителя Нью-Йорка китайской национальности к жителю того же Нью-Йорка еврейской национальности. Правда тогда над подобными историями публика была готова только смеяться, поэтому Ли до поры до времени затаился и стал снимать решительно все, что подворачивалось под руку: от "Крадущегося тигра" до "Халка". Пока в начале нового тысячелетия не понял, что его время пришло. И тогда началось его восхождение на "Горбатую гору".

Появления подобного эпоса стоило ожидать, ибо похожее на Гольфстрим течение политкорректности серьезно размыло за последние годы фундамент Голливуда, а тем, не охваченных этим могучим процессом, почти не осталось. Однако предсказать, что в один год в главных оскаровских номинациях окажутся сразу несколько картин, героями которых станут представители так называемых сексуальных меньшинств, не взялся бы, наверное, никто. "Трансамерика" - фильм о транссексуале, ставшем женщиной. "Капоте" - фильм об известном писателе-гомосексуалисте, пишущем книгу о двух гомосексуалистах-убийцах. И "Горбатая гора".

Да, Энг Ли пошел дальше остальных. В каком-то смысле, он замахнулся на святая святых американской мифологии - на скотозаводчиков. Парней, как нам казалось, немногословных и чуждых самому понятию "чувствительность". Но из далекой китайской провинции, видимо, все представляется в несколько ином свете. Два нежных молодых человека, пасущие овечек на лугах Вайоминга. Стрекочут кузнечики, порхают бабочки. Ну как тут не зародиться большому мужскому чувству. Нет, не суровой ковбойской дружбе, воспетой в спагетти-вестернах, а чему-то такому, что обычно происходит на альпийских лугах с бабочками. Столь сильному, что оно будет пронесено сквозь невзгоды, года и постылых жен.
И началось. Американский институт кинематографии - лучший фильм года. Берлинский кинофестиваль - лучший фильм года. Британская киноакадемия - лучший фильм года. Этот список можно продолжать почти до бесконечности. Такого количества наград не собирала в обозримом прошлом ни одна картина, в том числе такие монстры, как "Титаник", "Властелин колец" и фильм почти о том же "Непрощенный". Кстати.... О Клинте Иствуде. Нет, об этом после.

Казалось, ничто не может устоять под этим сокрушительным китайско-ковбойским натиском. Последним бастионом и стала американская Киноакадемия, неоднократно демонстрировавшая умение принимать решения, отличные от мнения всего профессионального сообщества. Так и случилось. Восемь номинаций на Оскар, и три золотых статуэтки в итоге: "лучшая музыка к фильму", "лучший адаптированный сценарий" и "лучшая режиссерская работа".

Проигрыш "Горы" в номинации "лучший фильм года" стал первой сенсацией 78-й церемонии, в целом отличавшейся поразительной предсказуемостью. Второй неожиданностью, хоть и меньшего масштаба, стала победа "Столкновения" Пола Хаггиса. С другой стороны, картина, отмеченная премией Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения, обязана была получить один из главных Оскаров в рамках все той же борьбы за навязшую в зубах политкорректность. "Столкновению" также достались золотые статуэтки за оригинальный сценарий и монтаж.
Слегка огорчил Спилберг. При всей видимой конъюнктурности выбранных им тем, его фильмы продемонстрировали настоящий режиссерский класс, до которого иным китайским деятелям культуры и искусства как до воссоединения Тайваня с материком. Пять номинаций за "Мюнхен" и три за "Войну миров", и в результате ни одного золотого истукана. Такого с картинами Спилберга не случалось никогда. Но и жалеть его вряд ли имеет смысл. Режиссера, у которого в листе ожидания такие проекты, как четвертый "Индиана Джонс" и четвертый же "Парк Юрского периода", не жалко по определению. Даже иногда хочется сказать какую-то гадость.

Ну, а с актерскими Оскарами в этом году полная идиллия. По-настоящему тяжелой артиллерией здесь был лишь Джордж Клуни, совершенно неожиданно удостоившийся сразу трех номинаций в весьма солидных категориях. В итоге он получил Оскар за лучшую роль второго плана, но для актера, "запятнавшего" себя причастностью к саге о Бэтмене, это несомненный прорыв. Остальные победители - настолько характерные актеры, что им будет явно уготована судьба венценосцев на один день. При всем уважении к актерским способностям Филипа Сеймура Хоффмана через год его имя даже близкие кинематографическим кругам люди будут вспоминать с большим трудом и то в связи с фильмом "Смерч", в котором он когда-то сыграл придурковатого охотника за ураганами. Аналогичная история приключится и с Риз Уизерспун, царившей ранее лишь на фестивалях уровня Cognac Festival du Film Policier. Что же касается госпожи Рэйчел Вайс (лучшая женская роль второго плана), то ей следует срочно записаться в продолжение хорошего сериала "Мумия" и не думать слишком часто о себе как о большой драматической актрисе.
Почти все так называемые "технические" Оскары поделили на двоих "Кинг Конг" и "Мемуары гейши". И здесь выбор американских киноакадемиков оправдан на все сто процентов: большой горилле с острова Черепа достались специальные эффекты, работы звукорежиссера и звук вообще, тогда как маленькой представительнице древней японской традиции отошли работа художника, операторская работа и костюмы. С барского стола досталось и "Хроникам Нарнии". Лидеры уступили сказке Эндрю Эдамсона награду в категории "лучший грим".

Пожалуй, единственной группой претендентов, среди которых произошла нешуточная схватка за золото, стала номинация "лучший полнометражный мультфильм". Букмекерские конторы принимали наивысшие ставки на фильм Тима Бертона "Труп невесты", однако он неожиданно уступил куда менее изощренному и более детскому "Уоллесу и Громиту". Таким образом, видимо, академики намекнули мультипликаторам, что они предпочитают, скорее, "Шрека", нежели мрачные фантазии на тему некрофильства.
Ну, и о грустном. По-настоящему жалко гэнгста-рэп из фильма "Укради и продай", отнявший Оскар у остальных соперников в своей категории. Организаторы шоу с особым цинизмом заставили увешанных цепями и баскетбольными аксессуарами исполнителей подчистить их текст, выкинув из него непригодные для прямой трансляции слова, вроде "ниггер" и "дерьмо". А без этих слов гэнгста-рэп, который, кстати, впервые звучал со столь "высокой" сцены, превратился в слегка припудренный хип-хоп. Даже разрешенная трансляторами "шлюха" ситуацию исправить уже не смогла.

И о самом грустном. Никогда. Никогда больше не стоит приглашать вести церемонию невзрачного, серого джентльмена по фамилии Стюарт. После его феноменальных экспромтов и ужимок даже прошлогодний "темный ужас" под названием Крис Рок показался почти что Джимом Керри. Всему прогрессивному человечеству стоит обратиться к организаторам с посланием, в котором будут значиться всего три слова: "Верните нам Кристалла", - иначе в следующий раз они позовут вести церемонию Майкла Джексона.
И, как было обещанно, о Клинте Иствуде.

В свое время с именем этого человека ассоциировалось все, что приходило на ум при словосочетании "Дикий Запад". Этот факт столь тонко был обыгран в классической трилогии "Назад в будущее", что уже не требовал никаких дополнительных комментариев. Его Джо из "Пригоршни долларов" или Уилли Манни из "Не прощенного" - те ковбои, которых мы хотели знать. Вполне возможно, в действительности даже среди этих прокаленных солнцем и виски парней были те, кто предпочитал бабочек и овечек, но это точно были не герои Иствуда. Кто-нибудь, позвоните в неотложку. В противном случае через пару лет бурно развивающаяся китайская кинопромышленность выдаст нам воркующих гладиаторов или... тьфу три раза через плечо... страдающих от непонимания общественности влюбленных Терминаторов. www.Lenta.ru
06 мар 2006, 00:00
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.