Последние новости
07 дек 2016, 23:23
Чтобы остановить кровопролитие в Алеппо, нужно проявить здравый смысл, сказал...
Поиск



Пятидесятница

Пятидесятница«Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Иоан. 16,7)

Этим обещанием Иисус Христос заранее подготавливал своих учеников к принятию Святого Духа, Духа Утешителя, Духа, который единственный способен в течение всей будущей истории давать тем, кто принял Добрую Новость, утешение. «И Он пришед обличит мир о грехе и о правде и о суде» (Иран. 16,8). Так какой мир обвинит, придя, Святой Дух? Наш, что утопает в грехах. Это именно наш мир узнает тогда свой грех, правду и суд с позиции вечности. Чтобы проследить эту динамику деятельности Святого Духа в современных последователях Божьих достоинств и жизни – христианах, наверно, надо обратится к истокам Костела, первохристианского сообщества, к событиям, участниками которых были первые ученики Господа Иисуса. Вспомним, что происходило с апостолами после Вознесения Христа. В Деяниях Святых Апостолов (1,12-14) сказано, что после того как Господь Иисус вошел в небеса, апостолы «возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон», и «взошли в горницу», где и находились, ожидая, когда выполнится обещание Христа. Но как они там пребывали? Будем помнить, что в день Вознесения они уже получили благословение от Господа вместе ждать сошествия Святого Духа. Вот это их молитвенное духовное единство и это общее пребывание стали залогом того, что произошло в Пятидесятницу. «При наступлении дня пятидесятницы, все они были единодушно вместе» (Деян. 2,1). То есть, что они находились вместе в молитве все десять дней после Вознесения своего Господа. Что такое «день Пятидесятницы»? Это был большой иудейский праздник, праздник не только Жатвы, но еще и Восстановления Завета с Богом, который был нарушен Израилем и восстановлен при царе Асе, как про это сказано в Ветхом завете (см.2 Пар 15,10-13). Этот праздник всегда проходил на 50-ый день после Пасхи. И не странно, что именно в этот праздника происходит первая жатва Духа через Его Сошествие, когда делается видимым первый и главный плод Его служения на Земле. И в этот день Восстановления Завета приходит в действие и свершается в истории человечества Новый Завет, который был заключен Христом на Кресте и в Воскрешении. Тогда он был заключен, а теперь, в Пятидесятницу 30-га года н.э., он начал действовать Даром Святого Духо в людях. Уже не в одном Христе, но во всей Его сообщности, члены которой от Вознесения были вместе и уже частично складывали определенное духовное единство, хотя это сообщество и ожидала еще обещанного сошествия ей Святого Духа, Утешителя. «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились» (Деян 2,2). «Внезапно». Значит, люди хотя и ждали, хотя, возможно, и готовились, но все же оставались не готовы к тому, что произошло. Для них Божье деяние было выше за их подготовку, выше всех человеческих ожиданий, ведь один только Бог знает время и срок своего действия и его выполнения. «Шум». Это всегда образ действия какой-то силы, чего-то такого, что прерывает обычное течение жизни. Этот шум – первый знак грозного и сильного «ветра» с Неба, от Престола Всевышнего, который явился апостолам. Это – явный знак удивительной силы Духа. «Ветер». На староеврейском языке «руах» означает то же, что и слово «дух». Вспомним здесь «малую Пятидесятницу», когда Господь Иисус подул и сказал: «Примите Духа Святого». Так Пятидесятница стала словно мобилизацией к ожиданию принятия непознанного и неосознанного. Шум «наполнил весь дом, где они находились». Это очень интересно: Дух, Ветер, который пришел с шумом, наполнил весь дом. Он, безграничный, ограничивается!.. Казалось бы, когда вездесущий и по своему действию безграничный Бог посылает своего также безграничного Духа, то этот Дух должен заполнить не только дом, не только Иерусалим, не только Иудею и т.д., а в вообще – весь мир. Происходит же нечто другое – действие Божьего Духа локализуется. Отчего? Потому, что хотя Божий Дух и безграничный, но мы же остаемся ограниченными. Божий Дух в отличие от физического ветра и наших абстрактных представлений о Боге входит в человеческое сердце, которое в определенной степени уже открыто для Бога, уже готово принять этот Дух. Именно такие люди, уже открытые для Бога и готовые принять Его Дух, находились тогда в горнице, единодушные в своем ожидании. После того как шум Ветра, Духа наполнил весь дом, над апостолами «явились языки разделяющиеся, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них» (Деян 2,3). Про то, что Бог – это Огонь, какой способен одних испепелить, а других, открытых для Его, согреть и словно переплавить, высвятить да переменить изнутри, мы знаем еще со Ветхого завета. Однако на Пятидесятницу апостолам и их близким открылась нечто большее: от Бога явились не просто какие-то огненные языки, но они еще и «опустились по одному на каждого».Почему? Потому что это – объявление полноты Духа, а Бог каждому лично посылает Свой дар Святого Духа. Божий Дух никогда не бывает бесплодным, всякое Его воздействие приносит плод. Апостолы, как и все члены этого сообщества, оказались настолько духовно едиными, взаимнопроникнутыми, что они «исполнились все (одним) Святым Духом и (все вместе, теперь уже качественно новые, как полные члены только что рожденной новозаветной Церкви) начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать» (Деян 2,4). Апостолы говорили на великом языке Духа, полного единства с Богом и ближними. Возможно, языком стал язык человеческого сердца, язык доброты, открытости и любви... Это совершил дар Святого Духа, дар Пятидесятницы. Теперь нам должно быть понятно, что он бывает возможен только тогда, когда человек преодолевает свою коренную отчужденность от Бога и ближних – этот главный яд греховного падения, и заключает в своем сердце посредством Христа новый союз с Богом. Можно считать, что первая проповедь Нового Завета, по-настоящему керигматическая (провозглашение правды о искуплении человечества Иисусом Христом), произнес от имени всего первохристианского сообщества самый горячий из учеников – апостол Петр. Она, конечно же, не случайна, в ней сказано самое потайное с того, что «провозглашается на крышах», откровенно и для всех. Апостолы уже более не боялись, они уже не могли более таиться от людей и молчать. Оны вышли и по-гречески обратились к «городу и миру» (urbi et orbi). Заметим, что самый первый итог Сошествия Святого Духа – отсутствие боязни в тех самых учениках Христа, которые до этого собирались только тайно «из опасения от иудеев» (Ян 20,19). Про этот же дар Святого Духа написал потом и святой Павел. Какие страхи по обыкновению препятствуют человеку свободно жить сегодня? Страх смерти, боли, страданий, страх сделать ошибку, утратить нечто либо кого-то, страх перед неизвестным... Эти и другие страхи переплетаются, образовывая своего рода сеть, которая парализует наши движения. Что же противопоставляет им Святой Дух? Во-первых, Он дает мощь, не человеческую, которая только подкрепляет нашу спесь и на которую всегда найдется более крепкая сила, но дает нам мощь Божью, которая свершается в нашей слабости. А когда Бог за нас, то кто же против нас? (Пос. Рим 8,31) Во-вторых, Дух приносит с собой любовь: к Богу, которая позволяла христианам всех времен бесстрашно принимать страдания и смерть, ведь в них человек объединяется с победителем смерти Христом; к ближнему, в которой нет страха потерять близких нам людей, ведь они принадлежать не нам, но идут своим путем, а потеря не может быть вечной тому, что вечная только любовь. И наконец, дар невинности, который противостоит нашей боязни самих себя, боязни собственных ошибок. Вот и узнали мы секрет перемены Пятидесятницей, высвобождения для настоящей христианской свободы, которая призывает нас жить открыто и бесстрашно. Эту свободу дает нам Святой Дух, который несет с собой силку, любовь и целомудрие. Пятидесятница – это тайна Крещения Духом Святым, та самая, что была раньше оглашена Иоанном Крестителем. Пятидесятница является актуализацией того, что заложено в каждом человеке, в особенности через деятельность Христа, Его Крест и Воскрешение. Христос идет к Отцу, а Святой Дух сходит на мир и остается с нами. Церковь – это сообщество во главе с Христом. В Церкви, как говорил Святой Иериней Лионский в конце II столетия, есть «полнота благословений и даров». А где есть дары Святого Духа, там есть и Его плод. В Церкви возможна реальная взаимопомощь в реализации даров. Она строится на основе духовного взаимопонимания и бескорыстного желания служить другим, используя полученный от Бога дар. Потому каждый член Церкви нужен другим. Когда же мы безразличны к своему ближнему (независимо от того, хороший он христианин либо плохой), то мы сами еще не хорошие христиане. Ведь настоящие христиане должны тонко ощущать постоянную, неэгоистическую нужду в другом человеке. Всем нам теперь очень нужно углубленное ощущение Церкви. Нельзя верить в Бога только для себя, только «в душе». Когда же человек говорит, что он верит, но с Церковью не хочет иметь никаких отношений, то такая вера очень даже сомнительная. Ведь когда человек не имеет той любви к ближнему, что ведет его в Церковь, то есть ли тогда и любовь к Богу? Будем же помнить, что живая вера и живая любовь исходят от Христа, и им нужно пламя Святого Духа. Источник:
22 мар 2007, 11:26
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.