Последние новости
11 дек 2016, 01:40
Дом на Намыве в Белой Калитве по ул. Светлая, 6 давно признан аварийным. Стена первого...
Поиск

» » » » Письма с Иводзимы


Письма с Иводзимы

Письма с Иводзимы Выходят в прокат «Письма с Иводзимы» вторая часть дилогии Иствуда о кровавой битве за японский остров.

На берегу моря, в нескольких метрах от того места, где американские войска высадились на остров Иводзима, в 1985 году был поставлен памятник. На нем одна и та же надпись — по-английски на стороне, обращенной к морю, по-японски со стороны вулканических скал. «В сороковую годовщину битвы за Иводзима, американские и японские ветераны встретились вновь на том же песке, на этот раз в мире и дружбе. Мы вспоминаем наших товарищей, живых и мертвых, сражавшихся с честью и славой, и молимся вместе, чтобы наши жертвы, принесенные на Иводзима, никогда не были забыты и никогда не повторились». В снятом на японском языке и номинированном на «Оскар» фильме Клинта Иствуда, второй после «Флагов наших отцов» части дилогии о битве за остров, этого памятника нет. Для отправной точки выбраны письма японских солдат, защищавших Иводзиму. Действие, следуя за археологами, откопавшими мешок с почтой, проваливается в вырытую ими яму — прямиком в февраль 1945 года, когда японская армия готовилась отразить атаку американцев. Кусок вулканической суши площадью в восемь квадратных миль предстояло оборонять без поддержки флота или с воздуха. Солдаты без энтузиазма копают укрепления и мечтают о доме, руководящий обороной спокойный и без натуги человечный генерал вспоминает, как жил в Америке, японский барон гарцует на лошади («она знает все команды — если бы солдаты были такими же умными»). Когда начнется битва, кто-то предпочтет четко и осторожно сражаться, кто-то — самоубийственную атаку, кто-то — торжественное самоубийство. Объединит их общее чувство бессмысленности происходящего, а так же то, что почти все они так или иначе умрут. Сделав дилогию, показавшую битву за один плацдарм с обеих сторон злосчастного пляжа, Иствуд, хоть и не совершил революции, но сделал удивительно свежий жест. Разумеется, это значит, что, ввязываясь в эту историю, зритель дает моральное обязательство посмотреть обе картины. За исключением того, что в кино выйдут только «Письма с Иводзимы», а «Флаги» придется смотреть на DVD, это не слишком обременительный долг — кинематография Иствуда не теряет своего претендующего на классику уровня уже многие годы — откуда только силы у человека для такого рывка. Батальные и сентиментальные сцены «Писем», патриотический фарс «Флагов», вращающийся вокруг истории знаменитой фотографии «Поднятия флага над Иводзима» — Иствуд напряженно размышляет над парадоксами патриотизма в труднейший для Америки момент, когда содержание того понятия стало абсолютно невнятно. Сочувствие его, понятное дело, на стороне солдат, которым и достаются все мрачные стороны этого похвального чувства. Тут, однако, происходят странные вещи. Из фильма может показаться, что оборона небольшого скалистого острова без всякой надежды на победу — это бессмысленная жертва в угоду имперскому тщеславию, а сокрушительность американской атаки была такова, что японцам оставалось только быстро и с честью умереть. Однако, Иводзима была стратегически важным пунктом, дававшем американцам прекрасный плацдарм для авианалетов на Токио. А потери гражданского населения от бомбежек были огромны. Здесь же располагалась радарная станция дальнего обнаружения, позволявшая японцам поднять истребители, когда бомбардировщики США шли на Японию с более дальних рубежей. Что же касается скорости и мощи натиска американского флота — битва за Иводзима продолжалась с 19 февраля по 25 марта 1945 года. При этом погибло 5 с половиной тысяч американских солдат, 20 тысяч получили ранения. Из 22000 японских солдат погибло 20703, только 216 попали в плен. При этом бойня при Иводзима была единственным случаем в войне на Тихом океане, когда при прямом столкновении общее число потерь американцев превосходило потери японцев. Похоже, сегодня невозможно сделать кино о той войне, не ломая историю под потребности современности — невзирая на меру чистоты помыслов. Мир слишком изменился, и понять происходившее под Сталинградом, в осажденном Берлине или в катакомбах Иводзима мы просто не в состоянии. И, быть может, лучше оставить погибших в покое — современность дает угнетающе-достаточное количество кровавых поводов обсудить войну и патриотизм.
14 мар 2007, 21:37
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.