Последние новости
09 дек 2016, 23:07
 Уже вывешивают гирлянды. Готовятся к Новому году. Кто-то украшает живую елку,...
Поиск

» » » » » Уоррен Баффет: Оракул из Омахи и мастер эпистолярного жанра ищет себе замену


Уоррен Баффет: Оракул из Омахи и мастер эпистолярного жанра ищет себе замену

Уоррен Баффет: Оракул из Омахи и мастер эпистолярного жанра ищет себе заменуВ четверг 1 марта компания Berkshire Hathaway Inc. ( BRK-A) представила свой финансовый отчет за последний квартал 2006 года и за весь год. Отчет был опубликован в форме традиционного письма управляющего холдингом Уоррена Баффета (Warren Buffett), обращенное к акционерам компании. Письма Уоррена Баффета широко известны в инвестиционном мире и представляют собой уникальное явление. Это откровенный и остроумный разговор миллиардера с акционерами. Такой оригинальный для делового мира способ общения не остался без внимания. В феврале 2005 г. Национальная комиссия по писательским произведениям для американских семей, школ и колледжей отметила вклад Баффета в писательское искусство. В комментариях к присуждению награды за 2005 г. комиссия указала на "ясность, глубокое видение и остроумие", присущие отчетам Баффета, и их большое влияние на деловую Америку.

Письмо акционерам Berkshire Hathaway Inc.

“В 2006 году рост собственного капитала компании составил $16,9 млрд. В результате этого балансовая стоимость акций – как акций класса А, так и акций класса В – выросла на 18,4%. За последние 42 года балансовая стоимость акций выросла с $19 до $70281, то есть на 21,4% в год. (Прим. Акции Berkshire никогда не дробились.)

По нашим оценкам, увеличение собственного капитала на $16,9 млрд. в год – это рекорд для американского бизнеса. Ни одна компания еще не увеличивала за год собственный капитал на такую сумму, если не учитывать крупные слияния (как например, покупку America-on-line компанией Time Warner ( TWX)). Безусловно, Exxon Mobil ( XOM) и другие крупные компании получают гораздо большую прибыль, чем Berkshire, но заработанные ими деньги, как правило, идут на выплату дивидендов и на обратный выкуп акций, нежели на увеличение собственного капитала.

Теперь остается исповедаться о причинах роста в 2006 году по пунктам. Самая главная составляющая нашего бизнеса – страхование – принесла большую прибыль благодаря немалому везению. Мать-природа, храни ее Господь, решила немного отдохнуть. После того, как она побила нас ураганами в 2004 и 2005 годах, когда из-за штормов нам пришлось изрядно потратиться на страховые выплаты, в 2006 году ее просто не было заметно. В прошлом году красные записи в бухгалтерской отчетности страхового бизнеса почернели, очень сильно почернели.

Более того, для большей части наших 73 подразделений 2006 год оказался весьма удачным. Позвольте мне подробно остановиться на одном из наших крупнейших подразделений – GEICO. То, чего добился здешний менеджмент, просто выходит за рамки обычного!

Я уже говорил раньше, что Тони Найсли (Tony Nicely), главный исполнительный директор GEICO, пришел в компанию 45 лет назад, всего через 2 месяца после того, как ему исполнилось 18 лет. Он занял свой нынешний пост в 1992 году, и с тех пор подразделение начало расти бешеными темпами. Более того, Тони в последние годы добился поразительного роста производительности труда. С конца 2003 года по конец 2006 года число полисов GEICO выросло с 5,7 млн. до 8,1 млн., те есть на 42%! В то же время количество сотрудников компании (при пересчете на полный рабочий день) в этот период сократилось на 3,5%. Таким образом, производительность выросла на 47%. И GEICO при этом не растолстела.

Феноменальная прибыль позволила GEICO сохранить за собой исключительно важное звание низкозатратного бизнеса даже несмотря на резкое увеличение расходов на рекламу. В прошлом году GEICO потратила на рекламу $631, тогда как в 2003 году только $238 млн. (всего $31 млн. в 1995 году, когда компания перешла под управление Berkshire). Сегодня GEICO тратит а рекламу гораздо больше, чем любой из ее конкурентов. Мы будем продолжать поднимать планку.

В прошлом году я предлагал акционерам в случае рождения сыновей и внуков назвать их Тони. Но Дон Кио, один из директоров Berkshire, недавно высказал более здравую мысль. Рассмотрев результаты GEICO в 2006 году он написал мне: “Забудь про новорожденных. Скажи акционерам, чтобы они немедленно поменяли имена уже имеющихся детей на Тони и Антуанетта.”

Чарли Мангер (Charlie Munger) – мой партнер и вице-председатель совета директоров Berkshire – помогает мне управлять тем, что с годами превратилось в большое дело со штатом в 217000 сотрудников и с годовыми доходами, приближающимися к цифре в $100 млрд. Само собой, мы не планировали достичь такого результата. Чарли начал работать обычным юристом, а я представлял себя простым аналитиком ценных бумаг. Работая каждый в своей области, мы оба стали скептически смотреть на способность крупных единиц эффективно функционировать. Похоже, что размер плохо влияет на многие организации, они начинают действовать вяло, сопротивляются переменам и впадают в губительное самодовольство и самоуверенность. Как говорил Черчилль, “Сначала мы задаем форму для наших домов, потом наши дома формируют нас.” Вот один говорящий сам за себя факт: из 10 компаний вне нефтяного сектора, обладавших самой большой рыночной капитализацией в 1965 году – это такие титаны бизнеса как General Motors ( GM), Sears ( SHLD), DuPont ( DD) и Eastman Kodak ( EK) – только одна осталась в подобной десятке, составленной по итогам 2006 года.

Справедливости ради стоит отметить, что в этой области есть очень много успешных примеров, некоторые из которых на самом деле достойны самой высокой оценки. Среди менеджеров компаний-гигантов есть те, которыми я на самом деле восхищаюсь. Сразу приходят в голову Кен Шенолт (Ken Chenault) из American Express ( AXP), Джефф Иммелт (Jeff Immelt) из General Electric ( GE) и Дик Ковацевич (Dick Kovacevich) из Wells Fargo ( WFC). Однако я не думаю, что смог бы управлять так, как управляют они. И знаю, что мне пришлись бы не по вкусу многие обязанности, которые они выполняют в соответствии со своей высокой должностью – совещания, выступления, заграничные командировки, благотворительные мероприятия и контакты с правительственными органами. По мне Рональд Рейган (Ronald Reagan) сказал абсолютно верную вещь: “То, что тяжелая работа еще никого никогда не убивала, возможно, и правда, но зачем рисковать?”.

Таким образом, я пошел по пути наименьшего сопротивления, заняв место во главе холдинга и управляя  через великих менеджеров, каждый из которых организует свое собственное шоу. Все, что я должен делать, так это стимулировать их работу, ваять и укреплять нашу корпоративную культуру, а также принимать основные решения, касающиеся размещения капитала. Наши менеджеры возвращают возложенное на них доверие своей упорной и эффективной работой. Чарли и я говорим им “большое спасибо” за их работу в прошедшие 42 года и особенно в прошлом в 2006 году.”


*****

К любым выступлениям и письмам Уоррена Баффета сейчас обращено пристальное внимание в связи с его заявлением, сделанным в прошлом году, о намерении оставить пост управляющего компанией и завещать свое состояние благотворительным фондам.

 

На сегодняшний день с состоянием, равным $48,4 млрд., Уоррен Баффет занимает второе место в рейтинге богатейших людей планеты. По условиям завещания, после его смерти большая часть принадлежащих ему акций Berkshire Hathaway перейдут в собственность пяти благотворительных фондов. Однако миллиардер заявил, что, в конечном счете, все его средства будут потрачены на благотворительность.

В своем ежегодном обращении к акционерам компании Berkshire, опубликованном 1 марта, Баффет сообщил, что по условиям его завещания, все полученные благотворительными фондами средства должны быть полностью израсходованы в течение 10 лет. “Я намеренно обозначил в своем завещании это условие, поскольку хочу, чтобы мои деньги были потрачены людьми, которых я знаю и которые сделают это наилучшим образом”, - сказал Баффет.

03 мар 2007, 11:20
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.