Последние новости
07 дек 2016, 23:23
Чтобы остановить кровопролитие в Алеппо, нужно проявить здравый смысл, сказал...
Поиск

» » » Алкоголь пропадет в феврале


Алкоголь пропадет в феврале

Алкоголь пропадет в февралеПредставители алкогольной отрасли, подводя итоги года, вспоминают самое масштабное потрясение рынка за последние 10 лет – действия правительства привели к тотальному дефициту спиртного. В новом году все может повториться – очередная проблема возникнет 1 февраля. Приход государства на этот рынок вряд ли улучшит ситуацию.

Алкогольный кризис уходящего года был тотальным – пожалуй, впервые с советских времен возник дефицит такого масштаба. Но все начиналось с благого намерения: с 1 января 2006 года вступил в силу Федеральный закон №102 о введении Единой государственной автоматизированной системы (ЕГАИС). Система подразумевала, что каждый производитель обязан был наклеить на все алкогольные бутылки марку с штрих-кодом, которая содержит информацию о производителе, виде, наименовании продукции. И все эти данные, в идеале, должны содержаться в базе ЕГАИС для удобства проверки любой бутылки в любом городе страны. Но хаотичный порядок введения в действие самого закона и поправок к нему стал причиной алкогольного бедствия, от которого рынок не может оправиться до сих пор.

Несогласованные действия государства привели к тому, что почти три месяца простаивали производства отечественных компаний из-за нехватки специальных марок для ЕГАИС. Нехватка акцизных марок стала также причиной и для приостановки импорта алкоголя весной-летом нынешнего года. До середины лета была приостановлена работа оптовиков, что вызвало небывалый дефицит в алкогольной рознице.

В результате бизнес и государство понесли огромные убытки. По оценке Счетной палаты РФ, убытки государства только на конец лета 2006 составили 15 млрд рублей. А Союз участников алкогольного рынка (СУАР) сообщает, что убытки бизнеса составили не менее 56 млрд рублей: очень многие компании, в основном импортеры, до сих пор находятся на грани банкротства. Ситуация осложняется еще тем фактом, что в связи с непредсказуемыми событиями на рынке банки перестали кредитовать его участников. Поэтому многие легальные компании ушли с рынка, а нелегальные поставки только выросли. После возвращения товара в магазины цены на алкоголь как отечественного, так и импортного производства выросли в среднем на 25-30%.

Сбой неизбежен

Участники рынка с опаской встречают Новый год. Для российских производителей сложным будет первое полугодие, в течение которого компаниям необходимо будет установить счетчики спирта на все производственные линии. Учитывая то, что нормативная база по этому вопросу была утверждена Минфином только в декабре и производителям нужно будет срочно установить и настроить программное обеспечение, сбоев в производстве не избежать.

У импортеров алкоголя другая проблема: до сих пор непереклеенные старые акцизные марки на бутылках, которые с лета хранятся на складах из-за того, что до сих пор не был уточнен законный порядок их перемаркировки. Директор по внешним связям комитета производителей алкогольной продукции Ассоциации Европейского Бизнеса Александр Романов рассказал «Газете.Ru» историю вопроса: «Постановление о перемаркировке импортной алкогольной продукции со старыми марками было подписано Фрадковым еще в июле. Но оно не содержало технический порядок перемаркировки продукции (продукция на складах оптовиков, которую продали им импортеры, не может маркироваться оптовиками, а только импортерами). В результате единственное, на что пошло правительство, – это продление сроков перемаркировки до 29 декабря. Но так как не было соответствующих разъяснений, мы не можем зайти на склады оптовиков и перемаркировать бутылки без последствий для себя». До последнего момента импортеры с ужасом думали о том, что 30 декабря на склады оптовиков нагрянут Федеральная налоговая служба (ФНС) с УБЭП и начнут изымать лицензии у оптовиков и импортеров. Но Минфин все-таки решил вмешаться и направил в ФНС разъяснения по поводу применения санкций к компаниям, на складах которых хранится продукция со старыми акцизными марками. Уже готов проект постановления правительства о продлении срока перемаркировки до 30 марта следующего года.

Еще одна этикетка

Другая проблема, которую ждут участники рынка в следующем году, оказалась общей абсолютно для всех – это постановление 770, которое меняет правила продажи алкогольной продукции и вступает в силу с 1 февраля следующего года. Постановление предписывает наносить на этикетку или контр-этикетку бутылки информацию о содержании вредных веществ в соответствии с государственными стандартами. Президент Национальной алкогольной ассоциации (НАА) Павел Шапкин негодует по этому поводу: «Что именно писать, никто не знает. Что такое вредные вещества? Например, этиловый спирт вреден или полезен?!» А Романов добавляет, что постановление не содержит образец текста о вреде алкоголя, который должен быть нанесен на бутылки. Известно лишь, что текст должен быть утвержден Министерством здравоохранения. «Почему элементарную надпись нельзя заранее согласовать с Минздравом и включить в текст постановления? В Минздраве до сих пор текст не подготовили, а ведь еще необходимо успеть напечатать наклейки и оклеить ими всю продукцию», – возмущается Романов.

Если проблема не разрешится каким-то образом, то с 1 февраля алкоголь снова будет в дефиците. Между тем Шапкин особо отмечает, что «МЭРТ (автор постановления 770) отличается тем, что готовит постановления правительства, которые обязательно потом отменяют за их нереализуемостью». «Это единственное, что успокаивает», – замечает эксперт. Например, предыдущее постановление МЭРТ касалось того, что на алкогольную продукцию необходимо наносить информацию о содержании компонентов, произведенных с помощью генно-модифицированных организмов. Это постановление затем отменили. «Надеюсь, что 770-е постановление МЭРТа станет последним аргументом для того, чтобы стало очевидно – МЭРТу больше не стоит лезть в алкогольную проблему», – подчеркнул Шапкин.

Режим идиотизма

Представители алкогольного рынка со смешанными чувствами встречают Новый год. Например, Александр Романов из Европейской Ассоциации не ждет ничего хорошего от будущего года: «Я вижу одни и те же ляпы, которые допускает правительство». «В будущем году все будет происходить точно так же – в режиме идиотизма». Тем не менее большинство бизнесменов все-таки надеются на лучшее: «Все будет в порядке в следующем году. Уходящий год был образцово-показательным, был для всех уроком. Я думаю, что пока Минфин отвечает за регулирование отрасли, то перекосов не будет. Главное, чтобы процессу регулирования никто не мешал, типа МЭРТа», – предполагает Павел Шапкин.

Подводя итоги года, Шапкин даже попытался реабилитировать алкогольную отрасль, которую традиционно обвиняют в «спаивании российского народа». По данным НАА, смертность в уходящем году от алкогольных отравлений снизилась на 20% по сравнению с предыдущим годом. Эти цифры в очередной раз свидетельствуют о том, что развернутая недавно кампания борьбы с отравлениями не имела ничего общего с борьбой за здоровье нации. Судя по всему, это было затеяно для того, чтобы усилить госвлияние на алкогольном рынке. Видимо, в следующем году это будет еще одной проблемой для алкогольной отрасли, однако пока об этом бизнесмены стараются не говорить. Источник: Газета.ru
02 янв 2007, 13:05
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.