Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Новости » Мировые Новости » Политика » Стабильность кончилась

Стабильность кончилась

21 дек 2006, 22:32
Стабильность кончиласьПосле смерти многолетнего лидера Туркмении Сапармурата Ниязова Туркмения погружается в не ведомую для этой страны политическую борьбу. Как заканчивается пресловутая «стабильность»: вице-премьер берет власть в свои руки, против спикера парламента уже возбуждено уголовное дело, лидеры оппозиции спешно едут в страну.

С момента смерти бессменного правителя Туркмении Сапармурата Ниязова не прошло и суток, а в стране уже началась борьба за власть. Против председателя парламента страны (меджлиса) Овесгельды Атаева, который, согласно конституции, должен был исполнять обязанности главы государства, в четверг было возбуждено уголовное дело. В чем именно так скоропостижно обвинен спикер, еще неизвестно, но сам факт вдруг возникшего уголовного преследования говорит о том, что спикера просто исключили из борьбы за трон. И. о. президента Туркмении станет вице-премьер, министр здравоохранения Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов. Именно он на данный момент и является главным претендентом на президентское кресло. Конституция страны отводит ему на руководство страной в качестве и. о. максимум два месяца, после чего должны состояться президентские выборы. По идее, Бердымухамедов является временной фигурой, так как в основном законе страны записано, что и. о. президента участвовать в досрочных выборах президента не может. Но с назначением временным главой страны вице-премьера конституция уже нарушена, и ничто не может помешать нарушить ее еще раз. По мнению директора Центра центральноазиатских и кавказских исследований, туркменского политэмигранта Мурада Эсенова, именно Бердымухамедов и будет преемником Ниязова. «Он достаточно молод, типичный воспитанник политической школы Ниязова, является родственником Ниязова и выходцем из того же региона, что и Ниязов», – заявил Эсенов «Газете.Ru». По словам эксперта, «раньше (в Туркмении – «Газета.Ru») были разговоры, что Ниязов может оставить власть именно Бердымухамедову».

Дополнительным доводом в пользу такой версии является то, что в четверг утром на экстренном заседании Совета безопасности Туркмении Бердымухамедов был назначен главой специальной комиссии по организации похорон скончавшегося Ниязова. Напомним, что в Советском Союзе (а Туркмения едва ли не больше других постсоветских государств напоминает СССР) тот, кто возглавлял комиссию по похоронам умершего лидера, затем занимал его место. В то же время далеко не все видят вице-премьера стопроцентным преемником Туркменбаши. Авторитарный режим Ниязова полностью вычистил политическое пространство в стране, и в Турмении начнется отчаянная борьба за власть. Действительно, за долгое время нахождения у власти (Ниязов правит в Туркмении уже 21 год) «вечный» президент построил в стране авторитарную систему с культом личности. В стране нет независимых демократических институтов, все оппозиционные силы давно уничтожены, а более или менее популярные политики либо арестованы, либо уехали из страны. По мнению главного редактора журнала «Россия в глобальной политике» Федора Лукьянова, «тот режим власти, который существовал в Туркмении, строился как раз на том, чтобы не появился хотя бы кто-то, кто мог бы хотя бы теоретически расцениваться как преемник». Поэтому Лукьянов не верит в президентские перспективы Бердымухамедова. «С уходом деспота не остается никаких основ для существования режима. Любой другой человек не будет иметь флера Туркменбаши, и вице-премьер Бердымухамедов просто не сможет удержать страну», – сказал «Газете.Ru» эксперт.

Сам Ниязов в отличие, например, от бывшего президента Азербайджана Гейдара Алиева, целенаправленно долгие годы готовившего в преемники своего сына, явно не собирался в ближайшее время умирать и сына в политику не звал. Сын Ниязова Мурад никогда не был замечен в роли публичного политика. С 1993 года он занимается бизнесом, в том числе импортом табачных и алкогольных продуктов в Туркмению. О будущем семьи Ниязова, в том числе Мурада и его сестры, говорить пока преждевременно. Возможно, им придется, как и семье президента Киргизии Аскара Акаева, навсегда обосноваться за границей (сын Ниязова уже давно живет в Австрии, а дочь со своей матерью – в Лондоне). После сообщений о смерти Туркменбаши мгновенно активизировалась туркменская оппозиция, отдельные представители которой разбросаны по всему миру. Как сообщил РИА «Новости» председатель Республиканской партии Туркмении Нурмухаммед Ханамов, лидеры туркменской оппозиции «точно прилетят (в Туркмению – «Газета.Ru») через два-три дня». По его словам, между руководителями трех основных оппозиционных групп за рубежом сейчас ведутся переговоры. «Нам не нужны никакие разногласия, мы должны быть единым кулаком, чтобы в стране не было анархии и противоборства», – заявил он. По его мнению, в Туркмении «должно быть создано оппозиционно-коалиционное правительство, пересмотрены и приняты необходимые законы».

Лукьянов напоминает и о фигуре бывшей правой руки Ниязова Борисе Шихмурадове, который был обвинен в попытке государственного переворота и сейчас находится в тюрьме. Политолог полагает, что сейчас, когда «все начнет меняться», его вполне возможно выпустить из тюрьмы и он станет «реальным кандидатом» в президенты. «Режим Ниязова едва ли переживет его самого. Он был привязан даже не к президентскому посту, а к его личности. Теперь начнется политическая борьба между конкурирующими кланами, которые были придавлены при Ниязове, все поедет в разные стороны», – сказал «Газете.Ru» Лукьянов. По мнению эксперта, в этих условиях у оппозиции есть шансы на президентское кресло, так как «сейчас такие шансы есть у всех».

При этом не стоит забывать, что вернувшимся в Туркмению оппозиционерам при Ниязове грозил арест и, вполне возможно, пожизненное заключение. Пока рано говорить о том, что политика Ашхабада в этом аспекте изменилась и их вообще пустят в страну. Так, уже в четверг днем Туркмения закрыла границу с Узбекистаном. Помимо прочего, оппозиционеры не имели большого влияния в Туркмении и раньше, и тем более не имеют его спустя 10–15 лет отсутствия на родине. Политолог Эсенов считает, что в Туркмении со смертью Ниязова вообще едва ли что-либо изменится. «Перемен в Туркменистане не будет. Будет продолжен тот же курс, какой был при Ниязове, только будет меньше крайностей, свойственных режиму Ниязова. Политика и экономика не изменится, коренных перемен, либерализации не произойдет», – считает Эсенов. Со сменой политического режима в Туркмении или, по крайней мере, фамилии президента страны должен неизбежно претерпеть изменения и внешнеполитический курс Ашхабада, трактовавшийся при Ниязове как «абсолютный нейтралитет». При Туркменбаши страна находилась в изоляции от всего внешнего мира. Туркмения практически не взаимодействовала со странами СНГ, хотя в него входила, и недавно ввела для жителей стран содружества визовый режим. Ашхабад не контактировал ни с Россией, ни с Западом, проводя собственную изоляционистскую политику. Конечно, в силу объективных причин Туркмения сотрудничала с Россией. Страна, имеющая вторые по объему запасы природного газа в СНГ, могла экспортировать газ только по российским трубопроводам. Свой газ Ашхабад продавал как на Украину и в Казахстан, так и европейским странам. Со смертью «вечного президента» у страны появится какой-то внешнеполитический вектор, вопрос только в том, в какую сторону он будет направлен. После смерти Ниязова на Туркмению, являющуюся лакомым газовым кусочком, будут претендовать и Россия, и ЕС, и США. Как заявил «Газете.Ru» Лукьянов, «за Туркмению начнется серьезная конкуренция различных внешних сил, и ее нейтралитет на этом закончится». «Кроме России туркменский газ крайне важен для Европейского союза. Проявят интерес и США, поскольку Туркмения – это стратегически важная точка, граничащая с Ираном и Афганистаном. Самим решать свои дела туркменам не получится», – считает Лукьянов. По его мнению, существующие газовые контракты Ашхабада с «Газпромом» пересмотрены не будут, «поскольку ссориться с «Газпромом» означает перекрыть для себя основной источник доходов». Однако теперь наверняка будут активизированы альтернативные проекты по экспорту газа из Туркмении, которые в 90-е годы лоббировали европейцы и американцы. «Любая новая власть постарается реанимировать другие проекты, похороненные при Ниязове, – Транскаспийский и Трансафганский газопроводы», – считает эксперт.

Председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев в интервью «Газете.Ru» предположил, что «существующая добровольная изоляция Туркмении – выбор лично Ниязова, и нужна она ему была для укрепления личной власти». Депутат считает, что отсутствие «ярко выраженного преемника и демократических институтов» неизбежно приведет к «схватке кланов». Он надеется, что это не приведет к «оранжевой революции», выгодной внешним силам, под которыми, он, очевидно, имеет в виду США. По словам Косачева, «Россия заинтересована в пересмотре неконструктивной внешнеполитической доктрины», поскольку «Туркмения является потенциально очень важным партнером Москвы в этом регионе». На какие именно силы Россия собирается сделать ставку в Туркмении, пока неизвестно. «В Туркмении есть пророссийские силы, они нам достаточно хорошо известны. Естественно, Россия будет ориентироваться на них. Я не говорю о прямой поддержке, но мы работали с различными политическими силами и в период пребывания у власти Туркменбаши», – сказал «Газете.Ru» Косачев. По мнению Лукьянова, находящийся в тюрьме Шихмурадов «является вполне пророссийским политиком». Косачев на вопрос «Газеты.Ru» о Шихмурадове отвечать не стал.

В любом случае ситуация в Туркмении после смерти Ниязова остается непредсказуемой и будет оставаться нестабильной как минимум два месяца до президентских выборов. «Газета.Ru» будет следить за развитием событий. Газета.ru

21 дек 2006, 22:32




Стабильность кончилась


Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.