Последние новости
04 дек 2016, 17:43
Девушка погибла в результате сильного наводнения в испанском городе Малага, сообщает...
Поиск



» » » » «Эстония» утонула по секрету


«Эстония» утонула по секрету

 Увеличить картинкуНа борту затонувшего 12 лет назад по пути в Швецию парома «Эстония» перевозилось российское оружие. Таковы данные спецкомиссии по расследованию катастрофы. Но почему «Эстония» затонула, комиссия так и не поняла.

Во вторник в Эстонии парламентская комиссии по делу о гибели парома «Эстония» представила доклад о проделанной работе. Как сказано в рапорте, на судне без ведома Эстонии осуществлялась транспортировка некоего советского оборудования военного назначения. Информация о том, что конкретно перевозилось на пароме, обнародована не была: в парламенте сообщили, что это секретные сведения. Как выяснили парламентарии, транспортировка военного оборудования из Эстонии в Швецию осуществлялась военной разведкой Швеции 14 и 20 сентября 1994 года. Причем, отмечается в документе, эстонская сторона официально об этом ничего не знала. По мнению членов комиссии, шведские спецслужбы самостоятельно проводили операции по транспортировке военной техники с территории Эстонии, игнорируя таможенные процедуры, передает РИА «Новости».

Впрочем, никакой сенсации комиссия тем самым не породила. Два года назад о перевозке на «Эстонии» электронного оборудования, купленного у российских военных, рассказал бывший шведский таможенник Леннарт Хендриксон. По его словам, шведская таможня по приказу высшего руководства не проверяла груз некоторых машин, которые прибывали на эстонских паромах. В январе 2006 года шведская правительственная комиссия подтвердила, что паром использовался для перевозки военной техники. Но, утверждали шведы, в день гибели парома на борту оружия не было.

Впрочем, комиссия в своем мнении единой не была. От подписания рапорта отказалась депутат Эвелин Сепп. Она утверждает, что эстонские официальные лица прекрасно знали, что на «Эстонии» перевозится российское военное оборудование. По словам Сепп, эта транспортировка именно эстонцам и была нужна: Эстония якобы хотела, чтобы шведская сторона помогла разобраться, что за механизмы куплены у советских военных. По мнению Сепп, ответственность за организацию транспортировки оружия напрямую лежит на бывшем премьер-министре Марте Ларе. Сам Лар предпочитает отмалчиваться. «Март Лар снова и снова лжет и со спокойным сердцем принимает от шведского государства плату за молчание», – прокомментировала это Сепп.

Предположения о том, что к перевозке оружия причастны именно Лар и его канцелярия, уже появилась в эстонских СМИ. Об этом, в частности, пишет газета Postimees. В официальном докладе, впрочем, утверждается, что «комиссии не удалось найти ни единого подтверждения тому, что кто-либо из действующих или бывших государственных служащих, а также других лиц знал о перевозках военной техники или принимал участие в этом, также не обнаружено никаких относящихся к перевозкам документов».

В то же время комиссия признала, что бывший глава шведской военной разведки MUST генерал-майор Эрик Розандер, с которым парламентарии встречались в июне 2006 года, также заявлял, что военная техника на пароме «Эстония» перевозилась по просьбе эстонской стороны. По словам Розандера, эстонской стороне даже был отправлен документ с итогами проведенного анализа. Правда, конкретного адресата, которому был направлен упомянутый Розандером документ, так и не установили. Окончательного ответа на вопрос, почему затонул паром «Эстония» в докладе не дано. Для того, чтобы раскрыть тайну гибели парома, парламентская комиссия рекомендовала правительству Эстонии продолжить поиск таинственно пропавших во время катастрофы людей, в том числе капитана парома Аво Пихля. По мнению членов комиссии, для в поисках пропавших без вести необходима помощь правительства и официальных учреждений Швеции.

Паром «Эстония» затонул в Балтийском море в ночь на 28 сентября 1994 года на пути из Таллина в Стокгольм. В катастрофе погибло 852 человека, спаслось 137. Официальной причиной катастрофы были названы конструктивные недостатки парома и сложные погодные условия. Исследования на месте гибели «Эстонии» проводить не стали. В то же время в прессе появились и другие версии трагедии. Немецкие журналисты, которым удалось заснять повреждения на корпусе парома, утверждали, что на его борту произошел взрыв. По их просьбе германские эксперты исследовали два металлических фрагмента парома, которые были подняты со дня Балтийского моря во время частной подводных экспедиции. Данные о взрыве вскоре подтвердили американские и английские эксперты. О том, что трагедии предшествовал взрыв, говорили и спасшиеся пассажиры парома.

Многое стало бы яснее, если бы «Эстония» была поднята на поверхность – за поднятие парома в Эстонии уже собрано более 11 тысяч подписей. Но на такую операцию требуется около 1,5 млрд. крон ($125 млн).

Мало того, недавно выяснилось, что из архивов шведского департамента судоходства таинственно исчезла видеопленка 1996 года, на которой был снят затонувший паром. В отношении «Эстонии» имеются засекреченные данные и у США.

По данным СМИ, вскоре после катастрофы некий бизнесмен заказал водолазам достать с затонувшего парома «Эстония» таинственный чемоданчик, оставшийся в каюте капитана Аво Пихта. Это подтверждает версию гибели парома, которой придерживается немецкая журналистка Ютта Рабе. В своей книге о гибели «Эстонии» она пишет, что водолазы несколько часов искали в каютах какой-то чемоданчик и записали ход поисков на видеопленку. На записанной в декабре 1994 года пленке ясно видно, как водолазы входят в несколько кают и, наконец, находят чемоданчик в каюте 6230. Водолазы спросили у руководителя операции по радио: «Здесь написано "Александр Воронин". Мы это ищем?».

Имя Александра Воронина связывают с контрабандой оружия и российских космических технологий на Запад. Пока эта версия не нашла подтверждения. Согласно сохранившимся документам, Воронин занимался общественным питанием, основав в 1990 году в Йыхви столовую быстрого питания «Эвест», а позднее гостиницу «Алекс». Сам Воронин уже не сможет дать никаких пояснений по делу, поскольку умер в июне 2002 года, через две недели после публикации в немецкой газете «Зюддойче Цайтунг» статьи о возможной связи его торговли оружием с гибелью парома.

В итоге через 11 лет после гибели парома трагедии правительство Эстонии и сформировало комиссию экспертов для расследования обстоятельств трагедии. Источник: Газета.ru
19 дек 2006, 22:03
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.