Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Новости » Мировые Новости » Культура » Съезд почти победителей

Съезд почти победителей

07 дек 2006, 16:34
 Увеличить картинкуЛауреатом литературной премии «Русский Букер» за 2006 год стала Ольга Славникова, автор романа «2017».

Вчерашнее вручение премии «Русский Букер» было настоящей антитезой прошлогоднему. Какие там скандалы? Ничего подобного прошлогодним дрязгам Василия Аксенова с остальными членами жюри, демонстративного отказа председателя объявлять победителя и публичного же обвинения лауреата в том, что он написал плохой роман, и близко не просматривалось.

Единственное, что роднит прошлогодний «Букер» с нынешним, – это итоговый счет. В прошлом году Денис Гуцко победил со счетом 4:1 (все члены жюри против председателя), «Русского Букера-2006» Ольга Славникова забрала при окончательных итогах голосования 4,5:0,5 (Светлана Сорокина проголосовала сразу за два романа – славниковский «2017» и «На солнечной стороне улицы» Дины Рубиной). Таким образом, решение жюри присудить титул лауреата и $20 тыс. журналисту и писателю Ольге Славниковой было практически единодушным.

Да и вообще, действо изрядно напоминало какой-то «съезд победителей». Литературный секретарь премии Игорь Шайтанов начал пресс-конференцию с того, что подчеркнул: впервые за всю 15-летнюю историю «Русского Букера» все шесть романов-финалистов номинированы не толстыми журналами, а издательствами, и все они к моменту голосования вышли книгами. Закончилось, мол, время, когда русскую литературу никто печатать не хотел, нет больше того позора, когда мы принимали к рассмотрению большей частью рукописи.

Русская литература опять востребована народом – ура, товарищи. Его поддержал председатель жюри Александр Кабаков, который первым делом обрадовал всех, что из профессии не уйдет. А ведь, согласившись пойти в жюри, он боялся, что, вынужденно прочитав 50 с лишком романов, он навсегда заработает идиосинкразию к чтению, читать больше не сможет, писать, соответственно, тоже. Ан нет!

«Русская литература в прекрасном состоянии. Роман, самый сложный жанр, процветает! – сыпал славословиями недавний призер «Большой книги». – Все пишут хорошо! Причем все пишущие хорошо пишут по-разному! Все участники короткого списка – первоклассные писатели!» В праведном акынстве Кабаков договорился до того, что Нью-Васюки станут столицей мира, а впоследствии и Вселенной: «Любой из романов короткого списка наделал бы много шума, стал бы сенсацией не только у нас в стране, но и на европейском рынке!

Если бы Европа, конечно, хоть в малой степени интересовалась бы русской литературой». Тут председатель жюри сообразил, что спич получился каким-то двусмысленным, и быстренько добавил, что Европа нами не интересуется исключительно по внелитературным, политическим причинам.

На самом деле картина, конечно, вовсе не столь идиллична. Игорь Шайтанов забыл добавить, что твердой обложкой и ББК книги-финалисты могут похвастаться не столько из-за своего возросшего качества и тяги населения к прекрасному, сколько из-за издательской политики последних лет. Суть этой политики предельно полно характеризует принцип «увеличивай ассортимент, снижай тиражи». Книжка в «Букере»? Давай тиснем – авось и купят, благо при нынешних тиражах риск невелик.

Да и количество шедевров отнюдь не столь велико, как нас убеждают. Иначе бы не мелькали бы в шорт-листах различных премий одни и те же 10–15 романов. Та же самая Славникова вместе с тем же Кабаковым не так давно поднималась на сцену ЦДЛ как финалист «Большой книги», один из ее главных соперников Захар Прилепин был в шорт-листе не только «Букера», но и «Национального бестселлера». «Нацбест», правда, в итоге получил быковский «Пастернак», который позже забрал и «Большую книгу».

Колода тасуется не так чтобы очень причудливо. Но все вышесказанное не отменяет того, что закончившийся литературный год и в самом деле производит приятное впечатление. Во-первых, присуждение литературных премий было довольно адекватным и, уж по крайней мере, не стыдным. Очень несправедливо, конечно, что, например, Алексея Иванова обнесли всеми статусными премиями, но его счастливые соперники вполне достойны уважения. Ольга Славникова, к примеру, забрала своего «Букера» вполне заслужено – это и впрямь лучшая вещь в шорт-листе, и, что гораздо более важно, «2017» – действительно хороший роман.

Славникова очень изменилась со времен «Стрекозы, увеличенной до размеров собаки». Во-первых, поумерилась избыточность стиля, а во-вторых, сюжет потеснил стилевое самолюбование.

Фантастическая антиутопия «2017», рассказывающая о попытке взять реванш сто лет спустя, о революции в декорациях Уральских гор, – это хорошая сюжетная книга. И в этом вторая отрадная тенденция года. Не хотелось бы спугнуть, но похоже, что и впрямь наметилась определенная интеграция двух наших вечных антагонистов – «сюжетной» коммерческой литературы и претендующей на элитарность «боллитры» с ее приматом стиля. «Элитарщики» стали больше внимания уделять сюжету и читабельности (Славникова тому первый пример), «попсовики» – больше уделять внимания качеству текста. В итоге среди номинантов литературных премий в этом году стали появляться те же столь презираемые ранее фантасты – Марина Галина, Далия Трускиновская.

Окончательно закроет литературный год вручаемая в середине декабря премия «Дебют». Среди трех номинантов один из самых многообещающих молодых фантастов Владимир Данихнов. Будет интересно.

07 дек 2006, 16:34




Съезд почти победителей


Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.