Последние новости
10 дек 2016, 19:10
Избранный президент США Дональд Трамп опроверг информацию о том, что он будет работать...
Поиск

» » » » » Банки станут еще честнее.


Банки станут еще честнее.

 Увеличить картинкуБанкам больше нельзя обманывать клиентов. Центробанк обяжет их раскрывать заемщикам правдивую информацию об эффективной ставке потребительского кредита. После этого людям не придется платить в 2-3 раза больше, чем сказано в рекламе. Хотя само кредитование подорожает.
Центробанк обяжет российские банки раскрывать реальную эффективную ставку потребительских кредитов. Такое заявление во вторник вечером сделал заместитель председателя Банка России Геннадий Меликьян на пресс-конференции в Алма-Ате.

«Сегодня в ряде случаев реальная эффективная ставка – не та, которая часто декларируется – доходит до 45-50% годовых. Это немыслимо при стоимости привлечения ресурсов у многих банков 3-5-6% максимум», – сообщил Меликьян.
Чтобы исправить эту ситуацию, будет принято решение ЦБ, которое заставит банки указывать в договорах определенные параметры соглашений с гражданами при выдаче кредита. «Первое, что мы еще хотим сделать обязательно, – заставить банки, чтобы реально в договоре публиковались все условия по выдаче кредита, чтобы люди не обманывались в том, по какой ставке они получают деньги», – заявил Меликьян.

Проблема действительно существует. В среднем банками декларируется ставка по кредиту на уровне 17–25%, различные комиссии добавляют к этой цифре еще от 9 до 52%.

С вас могут взять деньги за открытие и ведение ссудного счета, штрафы за досрочное погашение кредита, за страхование и прочие, прописанные мелким шрифтом условия «моментальных» кредитов.
Такая ситуация с потребкредитованием уже давно беспокоит не только граждан, но и надзорные органы. По данным Федеральной антимонопольной службы (ФАС), у «Русского стандарта», при заявленной процентной ставке в 29%, реальная доходила до 66% годовых, у Home Credit & Finance Bank это 28,5 и 52%, у «Центрального ОВК» – 27 и 45%, у Банка Москвы – 21 и 31%. В отношении Сбербанка служба даже возбудила дело по поводу введения потребителей в заблуждение обещанием им низких процентных ставок. В июне 2006 года ведомство сделало еще один шаг в этом направлении – опубликовало «белый» список банков, которые честно раскрывают информацию о своих потребительских кредитах.

Однако выпущенные ФАС совместно с ЦБ рекомендации банкам по раскрытию условий кредитования граждан не могли изменить ситуацию, поскольку не были обязательны для исполнения.

А потому многие банки следовать рекомендациям не спешили. Они аргументировали это тем, что экономически неграмотно объединять все выплаты в эффективную ставку. А неофициально признавались, что это просто отпугнет клиентов.

Летом 2006 года к борьбе с недобросовестными банками подключился и Роспотребнадзор. В ответ на жалобу, поступившую в его отделение в Свердловской области, он доказал в суде, что комиссия за ведение ссудного счета, которую брал со своих заемщиков Home Credit & Finance Bank, противоречит закону о защите прав потребителей. Банк оспорил решение, но проиграл дело во всех инстанциях.

Банкиры забили тревогу. Они опасались, что после подобного прецедента заемщики массово начнут требовать от банков вернуть уплаченные ими комиссии и штрафы.

Для многих банков это грозило разорением, поскольку комиссия за ведение счетов составляет почти половину их доходов.
В октябре 2006 года Ассоциация региональных банков обратилась в Верховный суд с просьбой исключить кредитование из сферы действия закона о защите прав потребителей. А в ноябре еще одно банковское объединение – Ассоциация российских банков – обратилось в государственно-правовое управление президента с просьбой дать оценку претензиям Роспотребнадзора. «Складывающаяся практика таких проверок, получающая значительный общественный резонанс…, вызывает серьезную обеспокоенность всего банковского сообщества и оказывает крайне негативное влияние на всю банковскую систему Российской Федерации, – писал президент АРБ Гарегин Тосунян. – Занимаемая территориальными управлениями Роспотребнадзора и поддерживаемая в некоторых случаях арбитражными судами позиция существенно затрудняет соблюдение банками обязательных требований Банка России, а также создает правовые и финансовые риски, которые могут привести к значительному уменьшению доступности потребительского кредитования».

Но глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко дал понять, что сдаваться не намерен. Роспотребнадзор встал на сторону гражданина, взявшего заем у одного из банков, и за это подвергается давлению со стороны банковского сообщества, заявил он. АРБ, по его словам, лоббирует исключение из закона «О защите прав потребителей» той статьи, которая защищает население от стремления банков навязать им заведомо невыгодные условия. Банковское сообщество таким образом действует «в лучших советских традициях» и «вне правового поля», заметил Онищенко.

Очевидно, заявление Меликьяна продиктовано желанием найти компромисс. Клиенты банков в будущем смогут получать полную информацию о ставке по кредиту. А банки будут ограждены от судебных разбирательств, в том числе и за прежние прегрешения.
29 ноя 2006, 14:44
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.