Последние новости
05 дек 2016, 21:32
Приближается конец 2016 года, время подводить его итоги. Основным показателям финансового...
Поиск



Бензиновое кидалово

 Увеличить картинкуВ октябре цены на бензин у производителей уменьшились на 10%, а розничные – лишь на 0,4%. Вообще, цены на АЗС демонстрируют удивительную закономерность: они охотно растут вслед за оптовыми, но не снижаются, когда те падают.
С января по октябрь этого года цены на бензин у производителей в России выросли на 20,8%, однако уже в октябре произошло 10-процентное снижение. По данным Росстата, в октябре бензин подешевел в пятнадцати российских регионах. Амплитуда колебания цены весьма значительна – от 1,2% снижения в Саратовской области до 20,3% в Волгоградской. Правда, есть исключения: в Краснодарском крае рост топливных цен составил 8,8%. «Все определяется в категориях спроса и предложения, которые в каждой области разные, – объясняет ситуацию эксперт ИК Ray, Man & Gor Securities Константин Черепанов. – Например, если в какой-то области страны возникают трудности с транспортировкой бензина, предложение падает и цена растет. Производители в регионах не придерживаются единой ценовой политики, а ориентируются исключительно на рыночную ситуацию».

В то время как оптовые цены снизились достаточно серьезно, розница падать не торопится.

С января по октябрь потребительская цена на бензин, по подсчетам Росстата, выросла на 11,8%. А вот октябрьское падение составило в среднем только 0,4%. Причем на самых конкурентных рынка России падение было минимальным.
Так, в Москве цены снизились лишь на 0,1%, а в Санкт-Петербурге розничная цена даже выросла на 0,2%.

Оптовые цены на бензин будут падать примерно до середины января, прогнозируют эксперты. Снижение может достигнуть 30%, считает президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша. Цены на бензин подвержены сезонным колебаниям. «Январь является самым дешевым месяцем для бензина, тогда как сентябрь – самым дорогим, – объясняет эксперт. – Естественно, что после сентября начинается спад и за октябрь цена значительно опускается». По отношению к прошлому году, по словам Аркуши, топливные цены выросли в среднем на 10%, что укладывается в заявленный уровень роста инфляции.

Что же касается розницы, то она всегда реагирует с задержкой, объясняет Аркуша:

«Розничные цены менее эластичны. Кроме того, не следует забывать и о желании заправщиков сохранить свою прибыль, из-за чего для конечного потребителя цена остается практически неизменной».
Константин Черепанов также считает, что даже если снижение оптовых цен будет носить постоянный характер, владельцы автозаправок не последуют за ним, наращивая таким образом свою маржу. «Снижение розничных цен возможно лишь в крупных городах, где рынки наиболее конкурентны. Там в борьбе за потребителя заправщики могут пойти на снижение цен, – считает Черепанов. – А вот в регионах конкуренции не хватает». Кроме того, по словам Черепанова, существует некоторый психологический момент. «Видя дорогой бензин, потребитель автоматически считает его качественным, – говорит эксперт. – Если резко снижать розничную цену, это может отпугнуть покупателя, так как он может начать сомневаться в качестве топлива».

По прогнозам аналитиков, постепенно цены на внутреннем рынке России уравняются с ценами на экспортные поставки.
«Со временем сложится ситуация, при которой компании-производителю будет все равно, куда поставлять свой продукт – на внутренний рынок или за рубеж», – считает Черепанов. Потребителям в этой ситуации остается надеяться лишь на то, что за большие деньги они получат хотя бы более качественное топливо. «Если компания будет получать хорошую прибыль, это простимулирует ее к инвестированию в производство более качественного бензина, – надеется аналитик. – А парк автомобилей, использующих качественное топливо европейских стандартов, в России постоянно растет».

Выход из ситуации с ростом цен на бензин специалисты видят по-разному. По мнению Черепанова, необходимо создание в России биржи нефтепродуктов. «Это позволит определить реальную цену на бензин, исходя из баланса спроса и предложения», – считает эксперт. А по мнению Евгения Аркуши, с проблемой может справиться отмена акцизов на бензин. «Подобный законопроект уже существует, – рассказывает Аркуша. – Акциз сейчас составляет 20–25% от цены бензина, и, хотя его отмена не понизит цену на столько же, снижение, безусловно, произойдет. Кроме того, от этого выиграет качество бензина, так как сейчас многие производят низкокачественный суррогатный бензин, потому что акциз на него меньше». Однако проект отмены акцизов, по мнению Аркуши, встретит колоссальное противодействие. «Против будут выступать в первую очередь Минфин и те самые производители низкокачественного бензина», – считает президент МТА. Источник:
28 ноя 2006, 14:17
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.