Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Технологии » Интернет » Лечение в интернете: не навреди!

Лечение в интернете: не навреди!

22 ноя 2006, 11:35
 Увеличить картинкуХотите подтвердить беременность? Сделать это можно тремя способами: обратиться в специализированную клинику, купить в аптеке приспособление для теста или... зайти на один из "медицинских" интернет-сайтов.
 В середине экрана светится зеленый квадрат. Инструкция предлагает приложить к нему большой палец левой руки. Если квадрат через минуту-две станет синим, то пополнения в семействе пока не светит. Если же он покраснеет, то впору озаботиться закупкой пеленок-распашонок.

Правильность показаний гарантируется с точностью 95%. Правда, нигде не объясняется, на чем основано действие интерактивного анализа.

Не предусмотрено ответа и на другой принципиальный вопрос: что если услугами сайта воспользуется мужчина?

Решившись на эксперимент, я с удивлением для себя узнал, что нахожусь в "интересном положении".

Не вызвал оптимизма и результат интерактивного диагностирования общего состояния моего организма.

Ответить пришлось на более сотни вопросов, типа "бывают ли головные боли?", "звенит ли в ушах?", "мелькают ли зайчики перед глазами?", "ноют ли суставы?" и "страдаю ли одышкой и потливостью?". Терпеливо (и в меру сил честно), расставив галочки, прочитал список предполагаемых болезней - от артериальной гипертензии до глаукомы.

К чести создателей этой диагностической системы, они не призывают немедленно приступить к лечению по их рекомендациям, а советуют обратиться к специалистам по каждой из выявленных проблем. Да и точность диагноза они гарантируют лишь на 60-70%.

В опубликованных на сайте отзывах профессиональные медики характеризуют систему как "неплохую и полезную для начальной диагностики". Некоторые из простых посетителей оценивают ее как "прикольную" или "забавную", а более доверчивые утверждают, что поставленный диагноз близок или соответствует реальному положению дел.

При этом большинство и тех и других сходятся во мнении, что виртуальное исследование не заменяет визита к врачу из крови и плоти.

Повсеместное увлечение

Повсюду, куда дотягивается Всемирная паутина, быстрыми темпами растет популярность сайтов, посвященных вопросам медицины и здоровья. Специалисты предупреждают: к содержащейся на них информации надо относиться с большой осторожностью.
Согласно данным исследовательской фирмы Pew Research Center, ежедневно 10 млн. американцев ищут в интернете медицинскую информацию. Данные, имеющие отношение к здоровью, когда-либо искали в cети 80% пользователей интернета, то есть около 113 млн. взрослых жителей США.

Все ли они принимают почерпнутые из компьютера сведения за чистую монету? Оказывается, лишь 15% американцев, пользующихся "медицинским" интернетом, всегда перепроверяют источники информации.

Опрос, проведенный компанией Datamonitor, показал, что 57% из 4,5 тысячи респондентов полностью доверяют свое здоровье источникам в сети.

Между тем, Pew Research Center ссылается на ранее опубликованные исследования, результаты которых говорят, что до 80% медицинской информации, вывешенной во Всемирной сети, доверия не заслуживает.

Доверяй, но проверяй

При обращении в интернет за консультацией к конкретному специалисту (есть и такая услуга) невольно возникает вопрос: кто общается с тобой по ту сторону сетевой линии? Квалифицированный врач, студент-недоучка или просто шарлатан?
"Консультанты наши - профессионалы, поэтому в меру своего профессионализма несут ответственность за опубликованную информацию", - заверяет Владимир Волошин, создавший в конце 1990-х годов один из первых сайтов о медицине "Все лечиться хочут!" и главный редактор сайта Доктор.ru.

"Непроверенные люди на сайте не консультируют", - заявляет он сетевому ресурсу Интернет.ru. При этом Волошин признает, что, предлагая обратиться в клинику или принять какой-либо препарат, интерактивные консультанты прежде всего отсылают пациента к своим спонсорам.

Сотрудники сайта, по словам его главного редактора, следят за всеми ответами консультантов. "Джинса" нам не нужна", - подчеркивает Волошин. Да и сами посетители, по его словам, чувствуют, когда им что-то настырно "впаривают".

Как бы то ни было, "сайты здоровья" пестрят рекламной информацией о медицинских учреждениях, центрах, клиниках, фирмах. Да это и понятно - должны же разработчики откуда-то черпать свою зарплату.

Что касается размещенной на многих сайтах рекламы медикаментов, снадобий и пищевых добавок, то степень добросовестности у нее такая же, как и во всех других СМИ, полагают разработчики "медицинских" ресурсов. В конечном счете, больной может и даже должен проверить и перепроверить достоверность предложения на сетевых форумах или при личной встрече с реальным доктором.

"Самоуспокоенность"

Доверять или не доверять сведениям, почерпнутым с экрана монитора - личное дело каждого. Все зависит от образованности и здравомыслия пользователя.
Тем не менее, есть случаи, когда попытки пополнить знания о собственной болезни приводят к ухудшению здоровья. К такому выводу пришли специалисты медицинского колледжа Лондонского университета.

Они провели исследования на более чем четырех тысячах добровольцев с хроническими заболеваниями, в частности, с диабетом. Эксперты длительное время следили за ходом лечения больных, активно использовавших интернет для оценки своего состояния.

Как оказалось, чем больше деталей узнавали люди о своем заболевании, тем хуже у них шли дела.

Авторы исследования объясняют это своеобразным психологическим эффектом "самоуспокоенности". Узнавая, что все у них не так уж плохо, диабетики, например, ослабляли контроль за содержанием сахара в крови, доверяя выбор сроков приема лекарств Всемирной сети.

В таких случаях, полагают исследователи, некоторым пациентам больше пользы принесла бы психологическая встряска. Другими словам, их следовало бы поставить перед дилеммой: строго контролировать сахар в крови или умереть.

Разумеется, это утрированный метод воздействия. Однако опытные специалисты-медики убеждены в необходимости критического отношения к советам виртуальных докторов и бдительности пациентов при общении с сетевыми "консультациями".

"Роботизированность" медицины

"Считаю совершенно оправданным правило не выдавать больному лекарств без рецепта врача. Между тем, в силу наивности многие приобретают медикаменты через интернет-магазины. Такой бесконтрольный прием препаратов может причинить непоправимый вред", - предупреждает заместитель директора Российского научного центра рентгенологии Андрей Каприн.
 По его мнению, высказанному в интервью BBCRussian.com, нельзя также консультировать больных по интернету, как, впрочем, и по телевидению.

"Существуют строгие принципы диагностирования - осмотр, взятие анализов, определенные процедуры. Развитие болезни необходимо наблюдать в динамике. А кто поручится, что было с пациентом "до" и "после" консультации по интернету?" - задается вопросом эксперт. Он считает, что использование сети для лечения людей вносит "роботизированность" в медицинскую практику и способно нанести серьезный ущерб.

Вместе с тем, он не против общения между профессионалами через интернет. Такой обмен опытом и новостями в области методик лечения приносит несомненную пользу и способствует прогрессу в медицинской сфере, полагает врач. По его словам, допустима только такая форма взаимодействия в области медицины с помощью интернета.

"Профессионал всегда поймет, кто сидит за компьютером на другом конце линии - настоящий специалист или дилетант", - уверен Каприн.

22 ноя 2006, 11:35




Лечение в интернете: не навреди!


Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.