Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Новости » Мировые Новости » Политика » Сурков жаждет справедливости

Сурков жаждет справедливости

21 ноя 2006, 10:36
 Увеличить картинкуЗамглавы администрации президента Владислав Сурков опубликовал программную статью «Национализация будущего». Это идеологическая программа и для ближайшего съезда «Единой России», и для следующего президента.
Первый заместитель главы администрации президента Владислав Сурков под своим именем опубликовал в журнале «Эксперт» статью «Национализация будущего». Она посвящена подробному обоснованию знаменитого термина «суверенная демократия», введенного в обиход Сурковым.

Ранее начинающий автор, еще год назад пользовавшийся репутацией одного из самых загадочных чиновников Кремля, публицистику как способ донесения до масс своих мыслей не использовал. Для этих целей он практиковал выступления перед партактивом (такой чести удостаивались «Единая Россия» и Партия жизни) и перед бизнесменами из «Деловой России». С журналистами Сурков общался дважды: один раз с региональными и один – с иностранными, перед саммитом G8. Московским журналистам из федеральных СМИ не повезло: в формате пресс-конференции с Сурковом они не общались ни разу, а все его интервью можно пересчитать по пальцам одной руки.

«Справедливость для каждого в России и для России в мире», – сформулировал сам автор главную идею своего текста, подозрительно смахивающую на мечты главного героя «Пикника на обочине». Сурков считает, что любая демократия стремится к суверенности, и даже европейские государства, отказываясь от части своего суверенитета в пользу Брюсселя, на самом деле строят суверенный Евросоюз. О Европе вообще сказано довольно много: Сурков считает, что перед Россией стоит задача «не выпасть из Европы», а критическое отношение европейцев к нашей стране воспринимает спокойно. «Все влиятельнейшие европейские нации имеют неоднозначные мнения друг о друге», – философски пишет Сурков.

Но если к Европе отношение благожелательное, то вот с некими правительствами, «соблазняемыми глобальным господством», а также «глобальными диктатурами и монополиями» Сурков предлагает бороться и даже видит в этом возможную миссию России.
Замглавы АП откровенно признает недоработки действующего режима: «теневые институты коррупции, криминальный произвол, рынки суррогатов и контрафакта… терроризм не добит. Инфраструктура изношена. Больницы и школы бедны. Техническая отсталость и бытовая неустроенность удручающе огромны… возможность продвижения наших национальных интересов снижена повальной коррупцией», а также констатирует, что «военно-полицейский аспект национальной самостоятельности в российском случае часто проявлялся сверх всякой меры, принимая крайние формы изоляционизма и неистового администрирования».

Но это, по Суркову, временные явления и следствие того, что демократия в России совсем молодая и является «ровесницей века» и «свежим продуктом трагической трансформации через царизм, социализм, олигархию».

Кстати, Сурков замечает, что «Россия приведена к демократии не «поражением в холодной войне», но самой европейской сущностью ее культуры», и заодно напоминает, что «никакого поражения в холодной войне не было».
Несколько выбиваются из взвешенного стиля философско-мировоззренческой работы со сложными формулировками пассажи, посвященные либеральной и националистической оппозиции. Первых Сурков называет «крикливой фракцией «интеллектуалов», для которых солнце восходит на западе», а также «подвижниками коммерческой философии, трудящимися в специализированных «некоммерческих» и «неправительственных» организациях», которые, в свою очередь спонсируют некие иностранные правительства. Национал-патриотам достается определение «шарлатаны, проповедующие прелести этнического уединения». А всех их вместе «пытаются использовать для ослабления национального иммунитета».

По имени Сурков не называет ни одного политика или оппозиционную фракцию, но благодаря подробному описанию они легко узнаются.
Например, в формулировке «маргинальный союз бывших чиновников, действующих нацистов и беглых олигархов, взбадриваемый заезжими дипломатами и незатейливой мыслью о том, что заграница им поможет», можно узнать движение «Другая Россия». А сентенция «суетящиеся перверты с необыкновенной легкостью в мыслях», судя по всему, посвящена Эдуарду Лимонову.

Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты считают, что время появления статьи неслучайно – она явно приурочена к съезду «Единой России», который пройдет через две недели в Екатеринбурге.
«Крайне важно «навстречу съезду» дать некий установочный текст», – считает член общественной палаты, замредактора «Русского журнала» Алексей Чадаев.

«Сурков сильный идеолог, его взгляды с интересом изучаются «Единой Россией», – соглашается руководитель информационного управления «Единой России» Леонид Горяинов. Правда, нельзя говорить, считают в «Единой России», что партия просто заимствует идеи высокопоставленного чиновника: «Есть и обратный процесс. Посмотрите выступления Бориса Грызлова за прошлые годы на съездах и конференциях, вы увидите многие вещи, которые воспринял Сурков. Я бы сказал, что есть большая конвергенция того, что говорит Сурков – это сумма взглядов, которая вырабатывалась годами».

Горяинов читал статью как раз в тот момент, когда ему позвонил корреспондент «Газеты.Ru». «Здесь полное совпадение со здравым политическим смыслом», – сразу сказал он. «Мы попытаемся эту сумму идей донести до всех членов партии, эти идеи не являются для нас чужими», – пообещал Горяинов.

По мнению Алексея Чадаева, теперь текст Суркова «будет издан в брошюрах, будет заучиваться в школах различного актива, особенно в молодежных организациях и обсуждаться в медиа», и благодаря этому окажет заметное влияние на настроения политической элиты страны. «Суркову важно быть не только формальным начальником, но и быть интеллектуальным лидером, – считает Чадаев. – Чтобы власть строилась не столько на административном ресурсе, сколько на авторитете».

Заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что задачи статьи шире, чем дать установки «Единой России»: «Действующий режим основан на рейтинге президента. Приближаются выборы президента, поэтому власть пытается определить не только преемника, но и политический режим, который будет существовать, когда Путин уйдет – партийную систему и востребованную идеологическую основу».

По мнению политолога, Сурков, заставший советское время, учитывает опыт КПСС, которая «начала разваливаться именно с идеологического фронта». «Когда была поставлена под вопрос коммунистическая идеология, КПСС утратила идеологическую инициативу, которая перешла к демократам», – вспоминает Макаркин. Поэтому Кремлю «очень важно захватить идеологическую инициативу». Это получается – теперь оппоненты только критикуют «суверенную демократию», то есть играют в заданных Кремлем рамках. Заодно, констатирует Макаркин, Сурков повышает свою востребованность как человек, который может сформулировать эти идеи.

Макаркин считает, что носителем этой идеологии будет именно «Единая Россия», а «Справедливой России» уготована роль «партии номер два» и «дополнения к партии номер один». Для нее такой подробной идеологии разработано не будет, а она будет оперировать слоганами и простыми идеями. «Плюрализм партий власти уже привел к замешательству чиновников, плюрализм идеологий еще больше запутает ситуацию. На период развала КПСС как раз был плюрализм идеологий, поэтому он для режима опасен», – считает Макаркин.

Что до самой статьи, то, по словам Алексея Чадаева, при чтении самым интересным было анализировать, что изменилось в словах Суркова по сравнению с его февральским выступлением перед «Единой Россией». «Если тогда Сурков настаивал, что «суверенная демократия» может быть особенной демократией, к которой не подходят западные мерки, то теперь она – демократия без изъятия и послаблений. Теперь «суверенность» в понимании Суркова – это не особость политики, а ее самостоятельность», – делится впечатлениями Чадаев. По его мнению, такая заметная трансформация стала следствием дискуссий после февральского выступления Суркова.

Еще Чадаеву бросилось в глаза сходство стиля Суркова со стилем статей Сталина, а также обилие цитат из него.
Это, например, «сумбур вместо музыки» и «самодержавие народа» – это цитата из одной из дебютных статей будущего «отца народов». «Думаю, Сурков неосознанно стремится к высоким образцам русского политического языка, благо, что их немного», – предполагает Чадаев.

Кроме того, внимание Чадаева привлекли «полемические выпады в адрес неназываемых врагов». «Главная претензия Суркова к этим врагам в том, что они эксплуатируют те же идеи и ценности, что и сам Сурков – европейские ценности и нация. В общем, Сурков так борется с собственными обезьянами», – констатирует член Общественной палаты. Алексей Макаркин, в свою очередь, считает, что негативные эмоции Кремля по отношению к оппозиции будут усиливаться по мере приближения к выборам и активизации самой оппозиции.

21 ноя 2006, 10:36




Сурков жаждет справедливости


Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.