Последние новости
03 дек 2016, 15:27
Украинские силовики стягивают минометы, танки и реактивные системы залпового огня (РСЗО)...
Поиск



» » » Российские фильмы оказались малоприбыльными


Российские фильмы оказались малоприбыльными

Российские фильмы оказались малоприбыльнымиВыручка российского кинопроката в прошлом году выросла на треть. Значительную долю в нем на этот раз занимает доход от проката российских фильмов, но прибыльность этих проектов невелика

На следующей неделе, 31 января состоится вручение премии «Блокбастер», которой будут награждены лидеры российского кинорынка. Накануне мероприятия стали известны итоги работы этой отрасли за прошлый год. Они, на первый взгляд, демонстрируют радостную тенденцию: отечественное кинопроизводство начало приносить доход: 62 отечественные ленты заработали свыше 90 млн долл., заняв, таким образом, около 30% от всего бокс-офиса. Аналитики и участники кинопрокатного рынка полагают, что этот рост вполне эволюционный и дальнейшее увеличение доли российского кинопроизводства будет зависеть от того, насколько активно станут развиваться сети кинотеатров в российских регионах. По их мнению, когда общее число экранов в стране достигнет по крайней мере трех тысяч, можно будет говорить о качественно ином уровне инвестиций и прибыли отечественного кино. Однако на сегодняшний день его прибыльность невелика – удачными можно назвать те проекты, которые хотя бы окупились.

По данным журнала «Кинобизнес сегодня», в прошлом году (учитывается период с 25 ноября 2004 г. по 30 ноября 2005 г.) кассовые сборы в прокате России и СНГ составили 349 млн долл., что на 30% больше, чем за предыдущий год. За это время в прокат было выпушено 320 фильмов, 94 из которых заработали свыше 1 млн долл. При этом российских фильмов, которые вышли на такие показатели, – 17 (всего их вышло 62). В топ-5 вошли «Мужской сезон. Бархатная революция» (6 млн 696 тыс. долл.), «Бой с тенью» (7 млн 200 тыс. долл.), «Статский советник» (7 млн 445 тыс. долл.), «Турецкий гамбит» (18 млн 520 тыс. долл.) и «9 рота» (23 млн 472 тыс. долл.). Суммарный доход от 62 российских фильмов, вышедших в прокат в прошлом году, составил 94 млн долл.: фактически доля отечественных лент составила около 30% от общей кассы, причем прирост по сравнению с прошлым годом составил 189%. Сходную картину показывают данные Альянса независимых кинопрокатных организаций (учитываются сборы с 1 января по 31 декабря): 23 российских ленты, выпущенные его участниками, собрали в прокате 1 млрд 895 млн 771 тыс. руб., при этом их доля составила 23,6%.

Аналитики и участники рынка полагают, что именно российские фильмы в прошлом году определили кассу. «Благодаря точечным прокатам, таким как «9 рота», «Турецкий гамбит», стала очевидной индустриализация рынка, – прокомментировал RBC daily руководитель компании 2Loop Films Эрнест Коскин. – И это заставляет не только местных, но и зарубежных игроков оценивать рынок как весьма перспективный. Однако очевидно, что теперь многое будет зависеть от того, какого качества будут предлагаться проекты и какими темпами будет развиваться кинотеатральный прокат». Так, в 2005 г. всего в России открылось 74 кинотеатра в общей сложности на 225 экранов, а в целом по стране насчитывается чуть больше тысячи современных залов.

Об этом же говорят и в московском представительстве Ассоциации киноиндустрии Америки (MPAA). «В России необычная ситуация: ломается старая кинотеатральная инфраструктура, ее заменяют укрупняющиеся современные сети, – сказал RBC daily представитель MPAA Феликс Розенталь. – И в ближайшее время будет происходить насыщение этой структуры. Полагаю, для этого необходимо, чтобы в стране было около 6–7 тыс. экранов». Другие собеседники называют куда более скромные цифры. Так, по мнению генерального директора Гильдии кинопродюсеров Юрия Плечева, речь идет пока об увеличении числа экранов до 3 тысяч. «Как только отечественный кинопоказ достигнет этой планки, уровень инвестиций изменится, средства будут поступать именно в кино, а не в телепроизводство, и его доля на рынке существенно увеличится», – считает он.

Пока что вопрос прибыльности российских кинопроектов остается открытым. Ряд случаев в прошлом году показал, что даже наиболее известные и раскрученные фильмы приносят незначительную прибыль. Совсем недавно тот факт, что фильм вышел «в ноль», многие называли успехом, сейчас же, когда суммы кассовых сборов значительно возросли, от таких проектов ожидают лучших показателей. Однако пока похвастаться тем, что фильм не просто хорошо показал себя в прокате, но и принес ощутимую прибыль, могут немногие. Например, тот же «Турецкий гамбит» (сборы – 18,5 млн долл.) принес Первому каналу чистую прибыль всего в 1,7 млн долл.

Эксперты предпочитают объяснять это общей ситуацией в экономике. «Причина – в полной непрозрачности бизнеса, – говорит г-н Розенталь. – Сложно оценить, сколько средств, например, расходуется на маркетинг фильма, его рекламу, поэтому и сложно оценить реальную рентабельность отечественных проектов. Кроме того, в России существует проблема дополнительной дистрибуции, например, видео- и телепроката. В США только home-video приносит до 30-40% дохода от фильма. У нас же эта система крайне несовершенна». Кроме того, рентабельность кинобизнеса снижается из-за «пиратства», с которым в нашей стране никто серьезно не борется. Определенных успехов в этом направлении добился только Первый канал, который сумел достичь определенных договоренностей о том, чтобы его блокбастеры распространялись только через легальных торговцев. Остальное по-прежнему можно купить на дисках «шесть в одном» за сходную цену.

Впрочем, прогнозируя развитие кинопроката в этом году, участники рынка отмечают, что уже наметился ряд тенденций, которые позволят преодолеть негативные моменты. В частности, Феликс Розенталь полагает, что те же «Ночной Дозор» и «Дневной Дозор» должны показать хорошие финансовые результаты в зарубежном прокате. Аналогичного мнения придерживается Эрнест Коскин. «Очевидно, что российский рынок кино сегментируется, поскольку был запущен механизм, работающий на всю отрасль», – говорит он. Действительно, блокбастеры теперь выходят в прокат с завидной регулярностью, так что тут главное – не обмануть ожидания аудитории и вовремя освоить другие ниши, как это происходит на зарубежных рынках. Источник: Анна Попова
29 янв 2006, 00:00
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.