Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Белая Калитва » Казачество » ФОРМЫ КАЗАЧЬЕГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ДОНУ

ФОРМЫ КАЗАЧЬЕГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ДОНУ

28 окт 2006, 22:36

Самобытные формы местного самоуправления на Дону сложились не случайно. На территории Донского края ещё в III веке до н.э. в древнем городе Танаисе, основаном греками, уже была демократия, где важные вопросы решались на общем собрании города. Каждый гражданин города писал имя кандидата на глиняном черепке и бросал в керамический сосуд. Кандидат, набравший большинство голосов, считался избранным.

Уже тогда существовал механизм обеспечивающий равновесие властей: исполнительной, законодательной, судебной.

Пятивековая уникальная система не могла не отразиться на казачьем самоуправлении.

Нужно согласиться и с тем, что бежали на Дон неординарные люди. Это были в большинстве находчивые, смелые и предприимчивые беглецы. Им нужна была не только свободная земля, но и, в большей мере, свобода. Они не хотели и не могли подчиняться чиновьечей власти.

Видимо и остатки различных племён осевшие на этой благодатной земле не могли не смешаться с бежавшими из центральной России свободолюбивыми россиянами.

Начиная с XVI века на Дону создаётся уникальная форма месного казачьего самоуправления, аналогий которой в России небыло.

Расцвет демократических форм управления пришёлся на первую половину XVII, и выражался в наличии народного собрания – Войскового Круга, как высшего органа власти в Войске, в выборности и сменяемости по воле народа всех властей, в правах всех казаков бывать на Кругах и подавать свой голос.

Если проследить за атаманским правлением на Дону на протяжении 370 лет, то можно убедится из биографий 59 известных атаманов на противоречии не только истории Дона, но и прошлого всей страны.

Атаманы были разные, но это были личности, которых роднило одно: не обладай они выдающимися качествами, их никогда бы не выделили из своей среды донские казаки.

Самое раннее упоминание слова «Атаман» – означает «вожак» относится к 1460 г. Однако счёт известным именам и фамилиям мы можем начать с середины – XVI века.

Об одних атаманах написаны тома исследований, романов, повестей (М.И. Платов, К.А. Булавин), о других до нас дошли только имена или прозвища (Сары-Азман, Сусар Фёдоров). Атаманское правление на Дону существовало с середины XVI века и до 1920 г.

Исполнительная власть находилась в руках атамана, помощниками которого являлись войсковой есаул и два войсковых дьяка. В казачьих городках управление было организовано таким же образом.

На пост атамана выдвигались казаки не менее трёх человек в возрасте от 18 до 50 лет. Широкое обсуждение на кругу кандидатов, где одни отвергались, другие принимались для голосования. Голосовали казаки трухменками – шапками, бросая их к ногам того, кто был им люб. Весь двухгодичный атаманский срок ответственность с избранными делил казак, выдвинувший их на этот пост.

Круг открывали в торжественно-приподнятой обстановке, когда в центр вносились бунчук и войсковые знамёна.

Бунчук, состоящий из ореховой палки, с серебряным шаром на конце, из которого свисали волосы белой лошади, был символом общевойскового достоинства.

Круг открывал есаул, возглашавший: - А ну, помолчи, атаманы – молодцы, атаман наш войсковой трухменку (шапку) гнёт! На выборах выдвигалось не менее трёх кандидатур на пост атамана.

“ А любо ль Вам, казаки, - обычно спрашивал есаул, - избрать нашим атаманом такого-то?”

- Любо! Любо! – кричали казаки или «Не любо!» если кандидатура не нравилась. Атаман избирался на год. Переизбраный атаман имел определённый вес в глазах казаков.

В мае этого года жительница х. Рудакова Никанчук Мария Семёновна, 1916 года рождения, передала в городской музей с Юдиной Александрой Петровной старинную фотографию членов атаманского правления станицы Усть-Белокалитвинской с супругами 1912 г. Мария Семёновна уверенно помнит, что второй справа её родственник Пономарёв был помощником станичного атамана, а первый справа Ерунцов Ефим – писарь правления, мой дед с бабушкой Доней.

Возможно кто то на фотографии узнает своих родственников.

Они могли быть жителями станицы Усть-Белокалитвенской и хуторов: Свинарёв, Богураев, Богатов.

В музее есть фотография последнего атамана Усть-Белокалитвинского юрта Свинарева В.П. с семьей, свергнутого Советской властью и казненного.

Вплоть до XVIII века донские казаки самостоятельно выбирали своих атаманов. Но после подавления Булавинского восстания 1707 – 1709 г. царь Пётр резко ограничил права и свободы донцов.

Выбранный казаками атаман теперь обязательно утверждался царём.

Избранного кругом старшину Краснощекова царь не утвердил, а своим указом от 9 июля 1723 года назначил атаманом Андрея Лопатина, который именовала наказным. С этого времени все атаманы назначались царём.

С 1865 года донские атаманы получили права генерал – губернаторов и командующих военным округом.

Такое продолжалось до июня 1917 года, когда донские казаки избрали себе того атамана, которого желали.

Избранный атаманом Каледин вскорости покончил жизнь самоубийством.

В станицах и хуторах продолжали выбирать атаманов на кругах, а с 1912 года правлением.

С установлением советской власти, казачья область перестала отличаться от остальных регионов России.

Репрессии и гонения на казаков привели к тому, что демократические, свободолюбивые традиции донского казачества ушли в небытие.

В гражданской войне, справоцированной большивиками, погибло около 13 милионов граждан и из них полтора миллиона только казачьего населения. Лучшая часть казачества не согласилась жить при советах и покинула Россию.

Совсем недавно наш музей посетили внучки казаков – эмигрантов, которые продолжают любить Родину своих дедов. Они возложили цветы у памятника раскулаченным и репрессированным казакам нашей станицы.

После октябрьского переворота в 1917 году официальными властными структурами на всех уровнях являлись советы. Избирать и быть избранными в совет могли не все. Действовал институт “лишенцев” (дворяне, духовенство, фабриканты, купцы, кулаки и лица служившие в Белой армии). Они были лишены этих прав до 1936 года.

Правовые акты, регулирующие деятельность советов, свидетельствуют о том, что они не являлись по сути органами месного самоуправления.

Все решения первоночально принимались в партийных органах, а затем советы лишь подтверждали эти решения. По сути у них небыло реальной власти.

Партия организовывала выборы в советы, которые были безальтернативными и носили формальный характер. Партия назначала руководителей советских органов – председателей исполнительных комитетов,устанавливала функции и полномочия советов. Сами представительные органы на местах – советы,были подготовлены партийным органом.

Было бы смешно,если бы не хотелось плакать. Молодой, неопытный инструктор горкома партии, приезжая в колхоз учил председателя как нужно сеять пшеницу и как косить, на прямую или в валки,а директора шахты учил как добывать уголь.

Долго вспоминали в районе казус, случившийся с уполномоченным райкома партии зав. районо Лабрианом, который в х. Грушевке попросил отчет об уборке урожая и когда услышал, что все уже убрали и осталась только зябь,потребовал косить и ее.

С 1994 г. на Дону впервые выборы глав администрации районов, мэров городов, депутатов представительных органов местного самоуправления стали осуществляться демократическим путем, всенародным прямым голосованием и обязательно из нескольких кандидатур. Кандидаты и избиратели впервые получили возможность высказывать свое мнение в средствах массовой информации,

Местные вопросы теперь реально решаются не по указке из центра, а на городском уровне.

За эти годы мы уже убедились кого нужно выбирать во властные структуры города. Только за последнее время город и район при экономическом упадке выходят из кризиса и на глазах преображаются.

Контроль за соблюдением избирательных прав граждан осуществляет избирательная комиссия Ростовской области(председатель областной избирательной комиссии Сергей Юсов), специальный независимый орган, сформированный из представителей партий, общественных организаций различной политической направленности. Он независим от органов власти и обеспечивает свободные и демократические выборы глав муниципальных образований и депутатов представительных органов местного самоуправления в соответствии с избирательным законодательством Ростовской области.

Удачный и уже не единственный эксперемент в управлении города и района – выборы главы города и атамана казачьего юрта на большом казачьем кругу. Казаки нашего региона считают такую форму правления, когда руководители города, посёлков и хуторов не только главы, но и избранные атаманы. Одно дополняет другое, а польза для всех. Это было подтверждено на атаманском совещании в администрации города Губернатором области Чубом В.Ф. и советником призидента РФ по казачеству Трошевым Г.Н. В посёлках и хуторах казаки избирают атаманами глав администраций.

Наш город приобретает статус города для посещения не только исторических мест, но и как в этих трудных условиях не только выжить, но и превратить его в современный и благоустроеный. Почти треть населения нашего города и района (36 тысяч) в графе национальность написали – КАЗАК. Избранный главой города и атаманом юрта полковник Романов А.П. превратил город за четыре года в благоустроенный и красивый.

Только за последнее время наш город и музей посетили гости из США, Канады, Аргентины, Германии, Японии, Южной Кореи, Саудовской Аравии и Израиля.

Дают высокую оценку нашему городу и музею многие гости нашего города.

На базе нашего города и музея был проведён областной семинар директоров музеев по обмену опытом работы. В нашем городе есть, что показать нашим гостям и есть что перенять. Наш парк признан лучшим в области.

Переход на местное самоуправление, особенно в станицах и хуторах, трудно рождается, но это один из самых демократических управлений.

Демократия не лучший способ власти, но лучше него пока никто не придумал.

Директор музея г.Белая Калитва Н.А.Матвеев.

28 окт 2006, 22:36




ФОРМЫ КАЗАЧЬЕГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ДОНУ


Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.