Последние новости
04 дек 2016, 21:59
Все ближе и ближе веселый праздник – Новый год. Понемногу начинают продавать...
Поиск

» » » Откуда есть, пошла станица Усть-Белокалитвенская


Откуда есть, пошла станица Усть-Белокалитвенская

Откуда есть, пошла станица Усть-БелокалитвенскаяМногие спрашивают, для чего нужно такое пристальное внимание к давнему прошлому, к давно уже исчезнувшему укладу казачьей жизни, но, не зная прошлого, мы не сможем полноценно жить в настоящем и не сможем построить будущего. Традиции, обычаи, казачий уклад жизни, способствовали воспитанию труженика – хлебороба, глубоко уважающего старших, и, конечно, воина, защитника России. Чего за последнее время мы много потеряли.

В древности говорили: «Каждое древо сильно своими кореньями, отруби их и древо погибнет».

Семьдесят Советских лет начисто отрубили и уничтожили то казачье мировоззрение, которого нам так сейчас не хватает.

И, неслучайно, появился интерес у молодого поколения, которое желает знать о жизни своих предков, хотят им подражать и поэтому охотно поддерживают возрождение казачества.

С приближением юбилея города многие интересуются – где был заложен первый камень, где вырыта первая землянка нашей станицы. К сожалению, мы не располагаем архивными источниками и утеряна связь поколений, которая бы подтверждала место первого заселения будущей станицы.

Откуда есть, пошла станица Усть-БелокалитвенскаяИзучая историю появления городков на Донщине, мы пришли к выводу, что поселенцы старались в такое смутное время, когда грабили и уводили в плен, не только кочующие племена, но и свои соплеменники, использовать естественные укрепления, предохраняющие жителей от внезапного нападения. Не случайно, историки утверждают, что люди вышли из пещер. Возможно в Авиловых горах, в которых было много пещер, жили древние люди.

Из архивных источников следует, что начало 18 века было бурным заселением Северского Донца. На наш запрос государственный архив древних актов ответил: «Согласно грамоте Петра Алексеевича от 22 июня 1700г., повелевалось казаков из верховых донских городков расселить по разным рекам, в том числе и по Белой Калитве (ф. III Оп. 1 Св № 12.)

<!--ThumbBegin--><!--ThumbEnd-->Откуда есть, пошла станица Усть-БелокалитвенскаяА 5 декабря 1701 г. донские казаки написали царю, что исполняют его указ и уже населили городки по рекам; «А на той речке Калитве дорога до 4 го городка, которой на той же речке Калитве сухим путём, конного половина дня езды»(ф. III Оп. 1 Д 19422949)

В «Книге Донского Войска о присяге» 1718г. перечисляются казаки и Усть-Белокалитвенской станицы (Л.л. 8789)»

Не надо проводить, глубоких археологических и других исследований, чтобы убедится, что началом заселения станицы явился так называемый Бугор, который защищен со всех сторон естественными укреплениями: с севера отрогами Авиловых гор, с востока и юга глубокой впадиной, которую и сейчас трудно преодолеть. С запада городок защищала глубокая балка, которая начиналась от нового моста и тянулась по Пролетарской улице до 4 й средней школы. Гора Караул была форпостом, откуда следили и подавали сигналы о приближении врага.

Дальнейшие наши исследования аргументировано подтверждают наши предположения, что в районе известкового завода подавляющее большинство жилых каменных помещений с толстыми стенами и очень низкими потолками.

Я ещё захватил то время, когда летние кухни называли землянками, у которых крыша была покрыта плетнем, обмазанным сверху и снизу глиной. Чтобы сохранить тепло потолок, в таком доме, можно было достать рукой. А топили кизяками и полы были глиняные. Я помню приятный специфический запах от сгорания этого топлива. Процесс изготовления был простой: целый год от коровы в кучу складывали помёт и летом ногами размешивали содержимое с добавлением половы, сушили в деревянных формах. Летом все стены в станице были заставлены кизяками.

Откуда есть, пошла станица Усть-БелокалитвенскаяНынешняя улица Большая была окраиной городка, по всей длине этой улицы были хлебные каменные амбары. Кинотеатр – бывший амбар. На окраине городка, за балкой, которая засыпана, размещалась православное и дальше к Логовой балке старообрядческое кладбище (могилки). Заяровка начиналась за яром, возле 4 й средней школы. За отрогами Авиловых гор на неудобьях располагались базы, куда отвозили снопы пшеницы и на току молотили с помощью катков (комбайнов) зимой на базах находились быки, лошади и овцы. С зарождением колхозов базы потеряли свою значимость.

Видимо с середины XIX века начинается продвижение застройки в сторону Донца. И только в конце XIX века появляется нынешний майдан с кирпичной церковью и нынешним зданием музея. Нынешняя церковь строилась на пожертвования прихожан. Красный кирпич с г. Царицына возил мой прадед Яков на быках. 20-30 подвод снаряжались и больше месяца были в пути. Значительно позже кампличка и прилегающие здания нынешней площади. Форштадт стал застраиваться с появлением железной дороги и станционных зданий в 1912 году. Только на дороге к вокзалу и по улице М. Горького в сторону х. Богатова появились первые дома.

Базарная площадь, как тогда называли Майдан, была бойкая, торговая. Торговали продуктами собственного изготовления, а на нынешнем базаре торговали крупнорогатым скотом, ближе к реке торговали пиломатериалами и бревнами (лесная биржа).

<!--ThumbBegin--><!--ThumbEnd-->Особо бурно начала застраиваться Низовка и Заяровка с 5 й линии и до Логовой балки с 1910 года.

Интересные статистические данные российской переписи от 1897 года: Усть-Белокалитвинский юрт объединял 21 хутор с 3648 дворами, в которых проживало 21426 человек. Из них казачьего населения 17023 человека и 4407 иногородних, грамотных только 5123 человека.

В самой станице Усть-Белокалитвинской проживало в 472 дворах 2451 человек, из них казаков 1734, занимались земледелием 1806, грамотных было всего 719 человек и только 115 человек нерусского происхождения и 717 иногородних.

Анализируя демографические данные, можно сделать вывод, что подавляющее большинство казаков занималось земледелием. Для казака главным была земля, а потом уже казак был воином.

Без знания прошлого нет настоящего и нельзя строить будущее.

Источник: Директор музея г.Белая Калитва Н.А.Матвеев.
27 окт 2006, 21:56
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.