Последние новости
02 дек 2016, 22:57
Президент США Барак Обама подпишет закон о 10-летнем продлении санкций против Ирана,...
Поиск



» » » » Кому художников «с родословной»?


Кому художников «с родословной»?

Увеличить картинкуОткрылась выставка «Настоящее время» – известная московская галерея «Ковчег» решила напомнить о существовании такого понятия, как «ученики».

Всё живое передается и продолжается через личный пример и опыт. Важно не столько, чему и как учат, но, прежде всего, кто именно учит. История живописи – прекрасный тому пример, и потому вычисления родословной того или иного мастера – главное занятие тех, кто его изучает. В жизни дворянских родословных точку поставил октябрьский переворот семнадцатого года; приговор родословным художественным как классу был вынесен примерно тогда же Казимиром Малевичем и его «Черным квадратом». С этих пор биографию художника стало можно писать с чистого листа, а оценка его творчества всё больше стала перемещаться во внехудожественную плоскость, которую в разное время называли идейностью, общественной значимостью, актуальностью.

Выставка «Настоящее время» посвящена искусству «неактуальному», то есть сохраняющему черты родословия, и одновременно современному, созданному молодыми художниками.
Участников выставки много, и большая часть их – ученики двух мастеров, Павла Никонова, совсем недавно вынужденного покинуть Суриковский институт, с которым он был связан более полувека, и Александра Ливанова из Полиграфического института, ведущего свою биографию от легендарного ВХУТЕМАСа. Оттенки связей «учитель – ученик» можно почувствовать здесь во всей полноте, наверное, не менее рельефно, чем на проходящей в ГМИИ выставке Рембрандта и его школы. С той разницей, что Рембрандтов здесь нет.

Ведущая роль творческой манеры учителя особенно очевидна в случае с учениками Павла Никонова, признанного мастера сурового стиля. Иногда кажется, что их работы, поделенные, словно распаханные поля, на участки глухих, глубоких, насыщенных тонов, почти неотличимы друг от друга – и это одна из опасностей традиционного художественного ученичества; впрочем, дело еще и в возрасте экспонентов, многие из которых только завершили обучение и требовать от которых легко узнаваемого почерка некорректно.
Скажем о тех, чей почерк запоминается.
Запомнились две живописные работы Ирины Привозновой на тему северного Белозерска, на одной из которых сквозь суровую, даже размашистую манеру письма (и реальности тоже) проглядывают вдруг мотивы провинции Борисова-Мусатова. Тонким соединением уверенных линий и расплывчатых серебристо-лиловых акварельных пятен отпечатались в памяти работы Ольги Иордан из серии «Город» – увиденный как бы из автомобиля в дождь. Не забудутся «Живые души» Екатерины Раевской – искренний, злободневный диалог со знаменитой серией офортов Марка Шагала к «Мертвым душам» Гоголя. Современны, по-европейски стильны и холодноваты пейзажи Варвары Поляковой, ее же по-филоновски грубоватые «Спящие головы». Точны незаконченные зарисовки лиц радиостанции «Эхо Москвы» Павла Шевелева, особенно безукоризненный цельный по силуэту и ощущению портрет недавно скончавшегося Анатолия Агамирова.

На особом месте – в узком коридорчике, видимо, чтобы специально подчеркнуть внеположность представленным школам и родословиям, – симпатичная серия Дениса Шибанова под названием «Сказки народов мира для взрослых», то ли натюрморты-»обманки», то ли картинки к доморощенной энциклопедии.

Здорово, что «Ковчег» взял на себя благородную миссию по поддержанию на плаву – в океане актуального искусства нулевых годов – молодых художников «с родословной». Будем надеяться, что их таланты еще блеснут с художественного Арарата будущего, если и не вечным сиянием Рембрандта, то хотя бы благородным светом его учеников. Источник:
17 окт 2006, 11:30
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.