Последние новости
03 дек 2016, 15:27
Украинские силовики стягивают минометы, танки и реактивные системы залпового огня (РСЗО)...
Поиск



» » » Пострадавшие – страдальцы...


Пострадавшие – страдальцы...

В новом УПК РФ, вступившем в действие с 1 июля 2002г., по сравнению с УПК РСФСР были существенно расширены права обвиняемых. Вместе с тем права потерпевших расширились не столь значительно и зачастую нельзя утверждать о равноправности сторон при проведении предварительного расследования.
В частности, в практике расследования уголовных дел нередки случаи оказания различного рода давления на потерпевших и свидетелей обвинения со стороны лиц, привлекающихся к уголовной ответственности по уголовному делу. Особенно это проявляется по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, а также по уголовным делам о совершении общественно значимых преступлений.
Положение ч.5 ст. 278 УПК РФ, предусматривающей возможность допросов потерпевших и свидетелей в условиях, исключающих визуальное наблюдение другими участниками судебного разбирательства, в городском суде и в ОВД не реализуется, поскольку ни в суде, ни в ОВД не имеется каких-либо технических и иных средств.
Изучение практики проведения предварительного расследования уголовных дел, по которым свидетели обвинения либо потерпевшие изменяли свои показания в суде, показало, что способы воздействия на указанных лиц со стороны обвиняемого могут быть самые разнообразные. Наиболее распространенными остаются физическое, психологическое принуждение и шантаж, а также нередко явный подкуп указанных лиц, когда в ходе проведения предварительного расследования потерпевшему возмещаются причиненный ему материальный ущерб и нанесенный моральный вред, а свидетелю выделяются материальные блага, если он изменит показания в пользу обвиняемого. По делам о незаконном обороте наркотиков этим материальным «вознаграждением» зачастую являются наркотики.
И если второму способу воздействия на потерпевших и свидетелей правоохранительные органы практически не в силах противостоять, то вопрос о защите указанных лиц со стороны государства от противоправного воздействия преступников при проведении предварительного следствия и в ходе судебного разбирательства поднимался давно. Однако, к сожалению, длительное время не находил своего законодательного урегулирования. Данное обстоятельство существенно осложняло работу следственных органов, да и в ходе судебного рассмотрения уголовных дел порой доставляло немало осложнений.
И вот, наконец, законодателем сделан первый шаг к правовому урегулированию данной проблемы.
В прошлом году был подписан и вступил в действие ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Он предусмотрел ряд мер безопасности, которые могут применяться в отношении защищаемого лица, которым может оказаться практически любой участник уголовного судопроизводства: потерпевший, свидетель, частный обвинитель, эксперт, переводчик, понятой, гражданский истец и ответчик, законные представители, а также подозреваемый, обвиняемый, подсудимые, их защитники и законные представители, осужденный, оправданный и другие лица.
Меры государственной защиты могут применяться не только после возбуждения уголовного дела, то есть в ходе проведения предварительного расследования и судебного разбирательства, но и до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления, либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления.
Основаниями для применения предусмотренных законом мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве. Применяются они только по заявлению защищаемого лица либо с его согласия.
Статья 6 указанного Закона рассматривает несколько их видов: личная охрана, охрана жилища и имущества, выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности, обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице; переселение на другое место жительства; замена документов; изменение внешности; изменение места работы (службы) или учебы; временное помещение в безопасное место.
В соответствии с положениями Закона, осуществление мер безопасности возлагается на органы внутренних дел РФ и ФСБ, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по уголовным делам, находящимся в их производстве или отнесенных к их ведению. Источник: А. ЗИНЬКОВСКИЙ
23 июн 2005, 00:00
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.