Последние новости
03 дек 2016, 15:27
Украинские силовики стягивают минометы, танки и реактивные системы залпового огня (РСЗО)...
Поиск



» » » День защиты прав потребителей


День защиты прав потребителей

День защиты прав потребителей15 марта  международная общественность ежегодно отмечает Всемирный день защиты прав потребителя, как день международного потребительского движения.

Впервые очертил права гражданина как потребителя президент США Джон Кеннеди 15 марта 1962г. в конгрессе США, где он принял "Билль о правах потребителей", который закрепил за потребителями 4-е основных права: на безопасность, на выбор, на получение информации и право быть выслушанным. Всемирная организация Союза потребителей дополнила еще 4-е права: на удовлетворение основных нужд, на возмещение, на потребительское образование, на здоровую окружающую среду. И теперь Кодекс потребителя включает восемь прав.

Всемирная организация союзов потребителей (CI) — независимая некоммерческая бесприбыльная неполитическая организация, зарегистрированная в Нидерландах в 1961 г. Она объединяет более 180 общественных и государственных организаций, занимающихся проблемами защиты прав потребителей из 72 стран. CI защищает интересы потребителей всего мира, способствует развитию общественного потребительского движения и системы защиты прав потребителей в целом. Представляет интересы потребителей в ЮНЕСКО, структурах ООН, в ряде других международных организаций экономической и социальной направленности. CI оказывает своим членам помощь в обучении специалистов, обеспечении информации в области защиты прав потребителей.

Россия впервые отметила Всемирный день защиты прав потребителя в 1992 году, когда был принят закон РФ "О защите прав потребителей", законодательно закрепивший потребительские права граждан, а также права и обязанности организаций торгующих или оказывающих услуги системы защиты прав потребителей. Более широко этот праздник отмечался во всех регионах в 1994 г., но официально начало ему положено в 1996 году с момента вступления Российской Федерацией во Всемирную Организацию Союза потребителей. Особенностью этого праздника является то, что он проводится каждый год под определенным девизом. Международной Федерацией потребительских организаций (CI) определен девиз Всемирного дня защиты прав потребителей на 2013 год "Потребительское правосудие  сегодня".

Международная Федерация потребительских организаций Consumers International (CI), выбрав в 2013 году тему Всемирного дня защиты прав потребителей,  призывает своих членов и сторонников акцентировать внимание на вопросах совершенствования правовых механизмов защиты потребительских прав и законных интересов граждан.

Особая актуальность совершенствования правовых и организационных механизмов для более действенной и эффективной защиты прав и интересов потребителей связана с процессами стремительного глобального развития всесторонних связей между странами, происходящими в современном мире.

Совершенствование правового обеспечения, выработка новых механизмов по защите прав потребителей, призванных решать прикладные задачи в конкретных интернациональных сферах потребительских правоотношений, набирающих с каждым годом все большую актуальность (финансовые, коммунальные услуги, международный туризм, услуги перевозки пассажиров и т.д.) – дело всего мирового сообщества.

Поэтому тема Всемирного дня защиты прав потребителей также была выбрана не случайно и напрямую связана с актуализацией основного международного акта в данной сфере  – Руководящих принципов для защиты интересов потребителей (приняты 9 апреля 1985 года Генеральной Ассамблеей ООН, последние изменений вносились в 1999 году),  которая в настоящее время начата в рамках деятельности ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию).

В то же время нельзя не учитывать то обстоятельство, что осуществление сильной государственной политики в сфере защиты прав потребителей невозможно без мобилизации сил самого общества.

В связи с этим тема Всемирного дня защиты прав потребителей призвана способствовать привлечению внимания населения к существующим проблемам в данной сфере в целях повышения потребительской грамотности, информирования граждан о важнейших механизмах государственной и общественной защиты потребительских прав, о широких возможностях населения по защите своих прав.

На сегодняшний день в Российской Федерации созданы огромные, широкие возможности для граждан по защите своих нарушенных потребительских прав. 28 июня 2012 года вышло Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 17, которое разъясняет  все тонкости и механизмы судебной защиты прав потребителей. Штраф, который ранее взыскивался по решению суда с продавцов, исполнителей в доход бюджета за не исполнение требований потребителей в досудебном порядке в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу граждан, с 28.06.2012 года взыскивается в пользу граждан. Очень важным аспектом для восстановления нарушенных потребительских прав является правовая грамотность и активность населения, поэтому Управление РПН по ЯНАО, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей поставили цель - более активно пропагандировать самыми разными способами, доводить до сведения граждан, в том числе и молодёжи (в образовательных учреждениях) их права, нормы потребительского законодательства во всех сегментах потребительского рынка, механизмы государственной и общественной защиты потребительских прав.

Начиная с 15 февраля 2013 года, Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора совместно с органами местного самоуправления,  общественными объединениями потребителей будет проведён весь комплекс организационных мероприятий, посвящённых Всемирному дню защиты прав потребителей (конкурсы, конференции, семинары, учёбы, лекции, анкетирование, распространение памяток и брошюр и т.д.) с освещением в СМИ всего спектра вопросов  при предоставлении различного рода платных услуг (сфера торговли, транспортные услуги, услуги общественного питания, бытовые услуги (в т.ч. гостиничные, услуги по ремонту, услуги по договорам бытового подряда и др.) страховые услуги, долевое строительство, финансовые услуги, услуги связи, образовательные услуги, ЖКУ, услуги по ремонту автомототранспортных средств, риэлтерские услуги, медицинские услуги, туристские услуги и др.).
      
К отношениям, которые не регулируются Законом РФ "О защите прав потребителей" относятся, например, отношения, вытекающие из договора государственного займа, заключаемого путём приобретения займодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг. Предметом договора государственного займа являются деньги, которые одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику). В соответствии со статьей 817 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору государственного займа заёмщиком выступает Российская Федерация, субъект Российской Федерации. Приобретая государственные облигации или иные государственные ценные бумаги, гражданин предоставляет государству (в лице соответствующих органов) заём в виде денежных средств. Таким образом, гражданину при этом не оказывается услуга, и, соответственно, нельзя рассматривать государство в качестве исполнителя услуг в понимании Закона РФ "О защите прав потребителей". Потребителям напоминаем, чтобы были внимательны при покупке товаров или при заключении любого вида возмездных договоров на оказание платных услуг, в которых возможно наличие "подводных камней", пунктов, которые ущемляют и нарушают потребительские права, и, как следствие, являются недействительными.

По информации  Роспотребнадзора

Источник:
14 мар 2013, 10:57
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.