Последние новости
09 дек 2016, 23:07
 Уже вывешивают гирлянды. Готовятся к Новому году. Кто-то украшает живую елку,...
Поиск

» » » Экологический лагерь для одаренных детей "Росинка" в Миллеровском районе


Экологический лагерь для одаренных детей "Росинка" в Миллеровском районе

работа и отдых в эколагереработа и отдых в эколагереВ современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.  В  этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы  образования.

Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей  на протяжении 6 лет  результативно  осуществляется  Домом детского творчества и другими образовательными учреждениями района  благодаря финансовой поддержке Фонда АЛКОА и Белокалитвинского  завода "Алкоа Металлург Рус".    

Каждый год одаренным детям, занимающимся в детских объединениях эколого-биологического направления, создаются  условия, позволяющие в полной мере реализовать их способности.

Экологический лагерь для одаренных детей "Росинка" в этом году  осуществлял свою деятельность на базе центра детского и юношеского туризма в Миллеровском районе. 25 мальчишек  и девчонок под руководством опытных педагогов и ученых в течение 10 дней занимались научно-исследовательской деятельностью.

Программа, разработанная для ребят, позволила выявить интересы одаренных детей, развить их способности, осуществляя личностно-ориентированный подход. Одаренные дети  смогли  в полной мере реализовать свои возможности и способности, проявляя активность, инициативу, творчество.

Участники экологического отряда познакомились с биоразнообразием фауны позвоночных  Калитвинского лесничества. Во время ежедневных утренних  зоологических экскурсий, охвативших различные биотопы приречных террас  реки  Калитва: таких как участки типчаково-полынковых степей и кальцеофильных  разнотравных фитосообществ, а также участки искусственных хвойных и широколиственных дендронасаждений, проводились маршрутные учёты и визуальная фиксация фаунистических объектов.

В результате своих наблюдений участники экоотряда познакомились с 57-ю видами позвоночных животных, как при непосредственном аудио и визуальном контакте, так и со следами их жизнедеятельности. Встреченные виды относятся к 4-м крупным и 23-м более мелким таксономическим категориям.

Под руководством специалистов, используя научно-методическую литературу, а также доступные интернет-ресурсы, учащиеся провели первичную обработку собранных полевых материалов и подготовили доклады, презентации и видеоматериалы.

Работы по зоологии позвоночных были посвящены обзорам орнитофауны Калитвинского лесничества, а также изучению суточной активности и территориальному поведению популяции степного сурка, локализованной на правом берегу в среднем течении реки Калитва.

В процессе  ежедневных экскурсий по  пойменному лесу  и лугам в  долине реки Калитвы юные экологи  знакомились с видовым составом насекомых  различных отрядов. Так же они получили  общее представление и базовые  навыки  по методам  сборов, учетов хранения насекомых, которые используются в учебной и научной работе.  Во время  лабораторных занятий  проводилось определение видов  насекомых с помощью различных  справочников. Учащиеся в процессе этой работы получили от преподавателя Полтавского Александра Николаевича дополнительные сведения об особенностях биологии, поведения насекомых, их  экологическом  и хозяйственном значении. Приобретенные знания  был использованы учащимися  в самостоятельной исследовательской работе по небольшим доступным схемам.

Ботаническая часть программы лагеря включала изучение растительных сообществ лесных, степных и водных экосистем в окрестностях лагеря. Во время полевых экскурсий  школьники знакомились с видовым разнообразием, жизненными формами, особенностями строения  растений различных местообитаний, получили навыки сбора и закладки гербария. Особенное значение имел курс "Школа  выживания  в природе" о свойствах и применении пищевых, лекарственных и ядовитых растений, умении оказывать первую помощь в полевых условиях.

Несмотря на достаточно высокое биоразнообразие на территории Калитвинского лесничества, участники экологического лагеря отметили негативное антропогенное влияние, выраженное в сильном захламлении отдыхающими берегов реки и непосредственного окружения лагеря, а также  широкомасштабную  несанкционированную свалку бытовых отходов, занявшую более половины территории колонии степного сурка.

На итоговой конференции было внесено предложение о том, что необходимо сообщить о неудовлетворительном состоянии степных участков, занятых колониями сурков, в результате мощной рекреационной нагрузки, выраженной обширными несанкционированными свалками, в Ростовский областной комитет охраны природы, предоставив соответствующие фотоматериалы на августовском Слёте юных экологов Ростовской области.

Преподаватели, участвовавшие в работе экологического отряда, рекомендовали авторам проектов продолжить и дополнить свои исследования, снабдив их научным литературным обзором, чтобы в результате, под руководством своих школьных педагогов, эти работы можно было представить на школьных научно-практических исследовательских конференциях и конкурсах, как регионального, так и Всероссийского уровня.

Результаты  детских исследований  были представлены в виде  докладов на итоговой конференции в конце смены лагеря. Работы  показали интерес к научно-исследовательской деятельности школьников и необходимости продолжения проведения  ежегодных экологических лагерей. Экологический лагерь – это не только научно-исследовательская деятельность, это летняя школа взрослой жизни, где каждому приходилось  проявлять умение выстраивать  отношения с незнакомыми людьми, находить возможность совмещать образовательную деятельность и желание отдохнуть. Занятия по социальному проектированию помогли подросткам оформить свои замыслы, ведь качественно  разработанный  проект – это  способ выражения идеи улучшения состояния окружающей среды посредством конкретных задач, предложение мер и действий по их достижению, определение необходимых ресурсов для реализации замыслов и конкретных сроков воплощения. Вечерние мероприятия помогли ребятам стать за такой короткий срок настоящими друзьями. Знакомство  с новыми песнями и легендами у костра, вкусный чай из лекарственных растений, разговоры по душам, тренинговые упражнения на сплочение и развитие коммуникативных навыков стало ярким дополнением к  научной части  программы.

Уезжая из лагеря, юные экологи выразили благодарность Фонду Алкоа и своим  педагогам:  Юлии Андреевне Севрук, координатору проектов Фонда Алкоа московского Экоцентра "Заповедники", Светлане Захаровне Вишневецкой, методисту  Ростовского Дворца творчества детей и молодежи, энтомологу ростовского ботанического сада Полтавскому Александру Николаевичу.

Бесспорно, программы летних экологических лагерей для одаренных детей  имеют огромное значение и дают  дополнительные экологические знания,  навыки исследовательской деятельности, определяющие раннюю  профориентацию  детей,  входят   в региональный компонент школьных программ и очень востребованы молодыми дарованиями. Надеемся, что хорошая традиция проводить  летние эколагеря останется в нашем районе и на следующий  год.

И.Середина, методист Дома детского творчества.

работа и отдых в эколагереработа и отдых в эколагереработа и отдых в эколагереработа и отдых в эколагереящерка -друг человекаящерка -друг человека

26 июн 2012, 10:46
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.