Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Психология » Детская психология » Как вернуть ребенку желание и энтузиазм учится

Как вернуть ребенку желание и энтузиазм учится

13 мар 2012, 11:41
ребенок учитсяребенок учитсяВряд ли кому-то придет в голову спросить у первоклашки: «Кем ты хочешь стать – отличником или троечником?» Но проходит совсем немного времени, и в классе начинают появляться «неуспевающие» и «отстающие». Откуда? Ответы могут быть разные. Но если нет интереса к учению, желания и умения учиться, не поможет ни наличие способностей, ни хороший учитель! К сожалению, в школе нет таких предметов – «интересоведение» и «ученичество». А жаль!

Если в начальных классах за ребенком закрепилось обидное клеймо — «троечник», ох как трудно от него избавиться. Поэтому, чем раньше пытаться исправить ситуацию, тем лучше советует psyh.ru.

Так как же вернуть желание и энтузиазм, можно ли найти формулу интереса?
Обычно интереснее всего заниматься тем, что хорошо получается. И сколько бы ни ругали, ни уговаривали «по-хорошему» — ничего не помогает! Только увлеченность и энтузиазм способны «заставить» полюбить какое-либо дело. Но разве такое возможно — научиться увлекаться и любить?

В детстве мне предстояло прополоть огромную грядку в наказание за «внеплановый» поход в кино. Помню, с какой тоской и досадой я смотрела на нее, но мама не уступала — «или так, или никак». В то время я очень лю¬била читать про разведчиков и их героические поступки и перевоплощения. И вот совершенно спонтанно, чтобы скрасить свою участь, я решила представить, что я разведчица. Мне необходимо притвориться крестьянкой: как можно лучше прополоть грядку и не навлечь на себя подозрений врага. Я так вжилась в образ, что не заметила, как все сделала, причем хорошо и быстро.

Гораздо позже, приобретя определенный опыт и прочитав немало книг, я выяснила, почему заведомо скучная работа смогла превратиться в увлекательную. Во-первых, у меня была цель, очень важная для меня! Во-вторых, усилием воли я смогла заинтересоваться этой работой, включив воображение. В-третьих, у меня был навык делать эту работу — я с детства была с ней знакома.

Эта несложная формула:
ЦЕЛЬ + ИНТЕРЕС + УМЕНИЕ = УСПЕХ
— применима для любого вида деятельности, в том числе и учебной. Но учение — это сложный и серьезный труд, в котором тесно взаимодействуют и переплетаются физические и психические ресурсы человека. Нельзя, например, сначала тренировать какие-то навыки и умения, а потом — подогреть интерес и энтузиазм. Все это необходимо делать одновременно и постепенно, плавно и уверенно «наступая по всем фронтам». Вот как это действует: осознал, что это тебе необходимо — постарался заинтересоваться. Заинтересовался — больше поработал, больше поработал — стало лучше получаться. Стало лучше получаться — появилось больше интереса. Если интересно — больше прилагаешь усилий, а значит, и результат лучше!

ВИЖУ ЦЕЛЬ
С чего начать? Конечно, с вопроса: зачем ходить в школу и учиться?

При одних и тех же действиях, но с разными целями и настроем результат обучения может быть «отличным», «удовлетворительным», а может оказаться, что и нет никакого результата — только время потрачено.

Так для чего же учиться? Чтобы родители отстали и были довольны? Чтобы окончить школу с хорошим аттестатом? Получить хорошие знания и поступить в престижный вуз, стать незаменимым специалистом и разбогатеть? Всем, и прежде всего себе, доказать, что лучший?

На разных этапах обучения цели могут меняться или даже объединяться. Школьнику бывает трудно определиться с ними, но не нужно настаивать и предлагать свои, просто время от времени спрашивайте у своего ученика: для чего он учится и чего добьется, достигнув этой цели? Обрисуйте ему как можно красочнее все возможные варианты, которые несет реализация той или иной цели.

ВКЛЮЧАЕМ ИНТЕРЕС
Перед тем как приступить к выполнению домашней работы, скажем, по «ненавистной» математике, предложите ребенку проделать следующее: Выпрямить спину, с удовольствием потереть ладошки, с энтузиазмом сказать: «Эх, займусь-ка я своей любимой математикой!» Главное — все это делать с улыбкой, искренне, азартно!

Сделать несколько энергичных упражнений. Например, махи руками и ногами, прыжки — все что угодно, единственное условие — с удовольствием и настроем на работу.
Включить воображение — придумать фантастическую причину, почему просто необходимо выполнить это задание.

Сразу может не получиться, особенно если пробелы в знаниях довольно большие. Попробуйте еще раз! Не нужно за один раз стремиться догнать программу и выбиться в отличники — это даже вредно. Победой будет уже то, что удалось заинтересоваться предметом, поработать над ним немного усерднее.

А знания обязательно придут.

Только не бросайте применение этой методики (как и любой другой) на полпути, то есть пока она не войдет в привычку. Ученые называют точную цифру: если в течение 21 дня выполнять определенные действия, то они станут автоматическими, то есть в дальнейшем для их выполнения не потребуется никаких усилий.

УЧИСЬ УЧИТЬСЯ!
Все мечтают узнать какие-то чудесные способы, хитрости, с помощью которых можно легко получать хорошие отметки. Боюсь разочаровать — таких способов нет. Без труда и старания не обойтись. Но можно и нужно пользоваться теми знаниями, которые используют успешные ученики.

Во-первых, очень важно, чтобы еще в начальных классах ребенок научился бегло и осмысленно читать. Не однажды встречала учеников уже старших классов, которым тяжело дается само чтение задания или параграфа! О каком усвоении материала может быть речь? Поверьте, если увлечь ребенка чтением, у него будет гораздо меньше проблем с остальными предметами.

Читайте вслух! В начале обучения чтению ребенок больше сосредотачивается на самом чтении, а не на смысле, как раз в это время стоит хотя бы 3—4 раза в неделю читать ему вслух. Только возьмите ту книгу, которая будет интересна именно вашему ребенку. Книга также должна соответствовать возрасту — крупный шрифт, красочные картинки. Заканчивайте читать на самом интересном месте, сославшись, что у вас есть важные дела, и предложите ребенку дочитать самому, если интересно. Вот увидите, скоро такое чтение не понадобится — ребенок сам с удовольствием будет читать.

Собирайте детскую библиотеку. Покупайте детские книги только вместе с ребенком и не больше одной, двух. Когда прочтет — выберете еще, иначе, «завалив» его книгами, вы можете добиться обратного эффекта! А если уж вы сделали такую ошибку — соберите все до единой книги и уберите подальше. Удивится — скажите, что, видимо, ему еще рано читать эти книги. Не могу дать 100% гарантии, но, как известно, запретный плод сладок!

Постарайтесь, чтобы в этой библиотеке были не только развлекательные книги, но и познавательные. Уделяйте внимание качеству книг — пусть их будет немного, но достойного исполнения и хороших авторов.

Во-вторых, необходимо развивать речь. Бывает так: вроде бы урок подготовлен, а доходит дело до ответа — и двух слов связать не получается, все знания из головы «улетучиваются», и не потому, что не учил, а от волнения и отсутствия практики. Страх перед выступлением на публике очень хорошо преодолевать в различных кружках и студиях, где нужно выступать, — театральный, вокальный кружок. Но есть и «домашние» проверенные способы — простые и популярные игры. Например, в «слова», в «города», в «кто лучше 3 раза скажет скороговорку». Отличная игра — «история». Каждый игрок придумывает продолжение (2—3 предложения) начатой ведущим истории. К этим играм могут легко подключиться все члены семьи, даже не отрываясь от своих повседневных вечерних дел, а победить в них вполне по силам ученику.

В-третьих, хорошему ученику как воздух необходимо воображение. При изучении любого предмета для лучшего, а главное долгосрочного, запоминания необходимо каждую законченную мысль, каждого героя повествования, будь то печенег, тычинка или Дубровский, представлять как картинку — яркую и четкую. Поэтому при первом прочтении не надо торопиться: следует внимательно читать, изучать постраничные иллюстрации и все представлять, не пропуская ни единой строчки. После такого вдумчивого прочтения должно создаться впечатление только что просмотренного научно-популярного, исторического или даже художественного фильма.

В течение долгих десяти лет в школе учат выводить формулы и доказывать теоремы, оперировать историческими фактами и астрономическими цифрами и еще запоминать массу разнообразной информации, большинство из которой будет забыто после сдачи последнего школьного экзамена. Но все это — не зря. Когда ребенок учится с интересом и увлечением, он, прежде всего, учится ставить цели и достигать их, учится концентрировать свои усилия и мыслить. Как хорошо подметил старик Эйнштейн: «Образование — это то, что остается, когда забывается все, чему нас учили».

13 мар 2012, 11:41




Как вернуть ребенку желание и энтузиазм учится


Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.