Последние новости
04 дек 2016, 21:59
Все ближе и ближе веселый праздник – Новый год. Понемногу начинают продавать...
Поиск

» » » Инстинкт власти или как научится прощать?


Инстинкт власти или как научится прощать?

ПрощениеПрощениеПочему люди не прощают? Потому что им важно сохранить свою власть или хотя бы иллюзию этой власти. Обладать властью – ведь это так важно для сохранения безопасности. Чем больше власти – тем меньше можно считаться с любыми ограничениями или чужими границами.

Инстинкт власти на самом деле предшествует потребности в близости, в любви, в признании и нужности. Безопасность как базовая потребность оказывается первостепенной, витальной. Тяга к власти и контролю настолько укреплена в человеческой природе, что любой непредсказуемый спонтанный контакт с реальностью мира и с реальностью другого человека оказывается страшным и травматичным. Потому сопровождается всеми видами сопротивления (бессознательными в том числе) или ощущением болезненности. Про такие реакции говорят: «чего-то неймется», «как-то не по себе», «жизнь прожить не поле перейти», «стерпится – слюбится»…

Но как бы люди ни обозначали свои ощущения от жизни, ясно и очевидно, что любое искреннее соприкосновение с действительностью или с другим человеком есть процесс трогательный, пограничный, оставляющий след. Не будем так беспечны по отношению к всевозможным следам на нашем психологическом теле. След на песке – это деформация, изменения песка. След в нашей душе – это наша возможность воспринимать реальность жизни и человеческую природу, способ познания. Древние считали, что любая встреча – это событие, что встреча – это дар, и что вереница встреч и есть жизнь. Но чтобы встретиться, нужно снять оборону и позволить себе быть уязвимым. Чтобы встретиться – нужно отказаться от контроля и проявить доверие. И тогда не властью, но любовью жить.

Животная часть человеческой природы совершенно искренне и обосновано советует: «будь сильнее», «владей ситуацией». Человеческая духовная суть гласит: «можно быть через любовь и соучастие». Разница между этими двумя позициями велика в ощущениях: люди власти напряженнее и бесчувственнее, соответственно, люди духа – чувствительнее, и поэтому им больнее быть в контакте. Взгляните сами, стремится ли человечество к духовности так, как оно это заявляет? Насколько люди готовы к живому участию и живым испытаниям?

Если ты живой – тебе может быть больно. И люди, к которым мы открыты, которых мы любим и позволяем себе быть к ним чувствительными – они же в большей степени и способны ранить больнее, а напряжение в отношениях с ними невыносимее. Так легко в этом случае сбиться с духовного пути и вместо сочувствия, в котором может быть больно, самому ударить силой, защититься от Встречи, свою безопасность восстановить животной инстинктивной властью, чтобы избежать боли от встречи, чтобы и следа не осталось. Ведь след, даже самый желанный – это деформация. След на песке – это травма песка.

И сила духовных людей – это, пожалуй, способность не применять Силу. Все просто: посмотрите вокруг, кто из вашего окружения бывает таким? Метафорическое предупреждение Библии: «широка дорога, ведущая в ад…» Потому что духовность – это не что иное, как созидательное добровольное согласие на Встречу, сочувствие и, возможно, боль. И в Золотой век русские классики пытались донести до народа, почему «страдания очищают душу».

Как же соблюдается в человеке баланс между его природной сущностью, потребностью в безопасности, с одной стороны, и его духовной сутью, способность к открытости, с другой стороны? Иначе говоря, между эго-тенденцией «соблюдать себя» и мета-способностью к трансценденции «выйти за пределы себя». Получается, что любой выход за пределы своих границ, любая встреча непременно влекут за собой движения в процессе отдавания-получания. В мире так устроено, что никто не имеет больше, чем он готов, и никто не отберет у вас вашего. Если довериться законам Вселенной и безоценочно принимать все происходящее, то жизнь ваша по принципу «все нейтрально» будет проходить без лишних страданий и боли.

«Восток» говорит об этом не одно тысячелетие. Это вовсе не означает, что восточные мудрецы не ощущают «следов» от встречи с жизнью. Но это означает, что, расслабившись, они переживают боль без боли. Западная же традиция предпочитает в своем развитии «страдать». Напряженное сознание человека не-восточного склада не доверяет жизни голословно. И то, что неподвластно сознанию, то, что невозможно проконтролировать и чем невозможно управлять, вызывает острое чувство несправедливости и неприятия. Именно поэтому Встреча для «нашего» человека по большей части болезненна. Инстинкт власти не дает покоя – появляется недоверие – невозможность расслабиться – и боль в напряжении (недаром врачи говорят, что расслабление уменьшает боль).

Потери современный человек воспринимает не как закономерный процесс восстановления баланса «отдавать-получать», а как ущерб. Приобретения – как личную заслугу. Неудачу в достижении – как собственную неполноценность. И все это есть культурная традиция нашего мира. Но общепринятость данных «аксиом» не обязательно совпадает с истинной сутью вещей. По сути, весь пафос цивилизации направлен на непризнание некой части человеческого бессилия перед миром и собственным существованием.2 Предательство тела и смерть – кто из людей этим управляет? Человеческая власть может повернуть реки вспять, но по-прежнему не может повлиять на свободу выбора другого человека, на процессы конечности и процессы рождения. Человеку страшно признать, что в жизни есть зона бессилия. Бессилие пугает. Когда нет силы, точнее, всесилия, действовать властью не очень эффективно. А любовью действовать как-то опасно и уязвимо. К тому же потребность в любви и близости – это всего лишь роскошь и блажь чисто человеческой натуры. Стоит ли рисковать?

Нельзя умалить человеческих способностей и мощного влияния человека на мир. Также нельзя отрицать человеческую ограниченность и область его беспомощности.

Как жить властвуя? – Жить, зная границы своих владений и ограниченность своей власти. Жить, владея собственным инстинктом власти.

Как жить на грани бессилия? – Жить, чувствуя и возрождаясь. Главное, перестать отчаянно сопротивляться и начать совершать посильные, не очень великие, но вполне поддерживающие по отношению к себе действия, направленные на обеспечение внутреннего комфорта с учетом бессилия перед случившимся. По этому поводу существует народная версия адаптации к бессилию. Звучит она так: «время лечит». Однако не всех и не всегда. А чаще всего оно просто залечивает, как хорошая мазь блокирует глубокую гнойную рану.

Есть и другие варианты обретения комфорта. И наука, и религия предлагают приблизительно одинаковый выход: в физико-техническом мире он носит название компенсация, в философско-религиозном – прощение. Именно через механизмы компенсации и прощения можно достигнуть той зоны комфорта в реальном мире, когда возможен духовный рост, можно совладать с собственным бессилием и не впасть в зависимость от собственной властности. Болезнь всемогущества заставляет человека в ситуации бессилия испытывать бешенство или занимать позицию обвинения. Человек, способный рефлексировать свое бессилие, готов быстрее и легче обрести творческое приспособление к реальности. А это и есть известный всем закон выживания. Как видно, выживает не сильнейший, а мудрейший. Именно поэтому дети искренне верят, что добро победит зло. А мудрейшими оказываются те, кто способен принять и простить.

Взгляните на схожесть механизмов компенсации и прощения. Компенсация – это признание нанесенного ущерба и восполнение этого ущерба. Прощение – это признание своего бессилия; в ситуации получения ущерба – и способность к восстановлению жизни с учетом понесенного ущерба.

Признаком непрощения или непринятой компенсации, является подсаживание человека на чувство вины, тогда утрата становится невосполнимой, компенсация ненасыщаемой и все усилия наладить новый комфорт существования – заведомо бесполезны. Человек, не умеющий принимать и прощать, заранее обречен на некомфортную жизнь, полную страданий, но не от духовного роста, а от блуждания в потемках собственных инстинктов. В том числе и инстинкта власти: «почему это со мной это случилось? впредь этому не бывать! я накажу всех виновных». Простить – означает признать, что больше нет долга, больше нет ущерба, что тот, кто все это причинил – свободен и к нему больше нет чувств по этому поводу. И одновременно прощение означает, что для простившего есть возможность новой жизни в измененной ситуации.

Источник: www.tests.astrostar.ru

Источник:
01 мар 2011, 12:03
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.