Последние новости
04 дек 2016, 21:59
Все ближе и ближе веселый праздник – Новый год. Понемногу начинают продавать...
Поиск



» » Мистика - как мы воспринимаем мир


Мистика - как мы воспринимаем мир

Мистика - способность видеть незримоеМистика - способность видеть незримое Только пожертвовав собственной личностью, можно соединиться с Единым. Что такое мистика? Слово мистика происходит от греческого «mystikos» — «таинственный» и обозначает практику, нацеленную на единение с тем, что лежит за пределами чувственного мира. В более широком плане это — нерациональное знание, основанное на интуиции и сопричастности с Универсумом. Поскольку мистика находится на доречевом и допонятийном уровне, ее трудно анализировать и описывать, но это не основание ее отрицать. Дж. Мак-Тоггарт утверждает, что в основе мистики лежат две фундаментальные идеи: доктрина мистического единства и доктрина мистической интуиции. Согласно доктрине мистического единства реально существует большая степень единства, чем та, которая распознается в пределах обычного опыта. Доктрина мистической интуиции означает, что существует способ познания, ставящий познающего в более тесное и непосредственное отношение к тому, что познается по сравнению с обычным опытом. Мистическая интуиция является примером мистического единства. Третьей фундаментальной характеристикой называют мистическую любовь.

Мистическая сопричастность, как считает Л. Леви-Брюль, до- и внелогична. Источник мистики, как и искусства — не логика, а эмоции. Логика начнет преобладать со времени становления мифологии. Л. Леви-Брюль прав в том, что мистика не соответствует логике, и возможность ее развития облегчается тем, что первобытные люди не замечают очевидных противоречий: «Эта позиция тесно связана, с одной стороны, с мистической ориентацией их сознания, которое не придает большой важности физическим или логическим условиям возможности каких-либо вещей, а, с другой стороны, с малой склонностью к выработке понятий» (Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1937. С. 259). Мистика отвлечена от всего находящегося в чувственном, мире и зовет в иной мир, который становится миром духовной культуры. Создание культуры невозможно без отвлечения от мирско- t го. Мистика — начало духовной культуры в филолософско-онтогенетическом смысле. Каждый творец должен пройти этап абстрагирования. Если он не перейдет кдругим отраслям культуры, то останется ? в области мистики. Формула мистики «все вещи имеют невидимое существова- f ние в такой же мере, как и видимое» применяется ко всем суще- I ствам и явлениям природы. Определение мистики как сверхъесте- Первая отрасль духовной культуры ( ственного явления оправдано и в том смысле, что с мистики начинается культура как нечто отличное от природы. Сверхъестественное есть выходящее за непосредственно природное. Этот аспект является новым и важным с точки зрения культуры. Мистика отвечает на основные вопросы, стоящие перед духовным человеком: «Что есть истина?», «Что такое жизнь и смерть?», «Что такое сам человек?». В отличие от материальной культуры, духовная культура, включая все созданное человеческим духом, не обязательно должна быть видимой. Первая ее форма — мистика — незрима. Именно с нее начинается дифференциация мира и отделение от него человека и его произведений. Не нуждаясь в понятийном мышлении и слове, мистика возникает до появления разума и речи. Как заметил Л.И. Мечников, «быть может некоторые хорошо установленные явления „ясновидения" можно'было бы свести к пробуждению особых ощущений, атрофированных у человека, но присущих-животным» (Мечников Л. И. Этюды оптимизма. М., 1987. С. 182). Многие психологи считают, что нижний этаж человеческой психики и познания человеком материального мира — это чувственное познание, осуществляемое независимо от какого бы то ни было воздействия речевых знаков и речевой коммуникации. Такое.познание могло быть присуще неандертальцам, когда не было никакого речевого общения, но началось захоронение трупов. Одним из подтверждений сказанному « служит тот факт, что слово «предок» у многих первобытных народов означает также мистическую силу, присущую явлениям природы. Отсюда берет начало культ, из которого развивается духовная культура. Если принять за данность, что магия и религия исходят из мистического мироощущения, то становится понятным, каким образом духовная культура начинается до появления речи и разума. Мистика могла зародиться из культа почитания предков, которым передавались функции создателей мира и культуры: фантазия соединялась с реальностью, как соединяются два мира — чувственный и сверхъестественный. Последующая духовная культура представляет собой материализацию мистического опыта.

Поэтому духовная культура идет не столько от сельскохозяйственных культур, сколько от культа — первых ритуалов. Облегчает переход от предков человеческих к предкам мифическим то обстоятельство, что «предки человеческого типа принадлежат, как и другие покойники, к миру невидимых сил. А этот мир очень близок к мифическомулшру, если он даже и не сливается с ним... В обоих случаях сношения, которые можно иметь с этими предками, принадлежат к тому разделу опыта первобытных людей, который я, в отличие от положительного опыта, назвал мистическим. Другими словами, они вводят в действие аффективную категорию сверхъестественного. В этом, возможно, заключается объяснение того, что мифическое существо, «творец» или «создатель» человеческой группы признается ее предком без признания его прародителем в собственном смысле слова и что, наоборот, человеческие предки часто облекаются таким сакральным престижем, который сходен, если не тождественен, с престижем, каким окружены мифические существа» (Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. С. 300—301). Л. Леви-Брюль прав в том, что выделение сверхъестественного мира не требовало предварительного философствования — философии в тот период не было. Мистика не результат рефлексии, а способ непосредственного освоения реальности. По его мнению, первобытные умы ориентированы мистически, т. е. всегда готовы видеть во всем мало-мальски странном или необычном действие сверхъестественных существ. В соответствии с основной мистической установкой внимание их сосредоточено на мире сверхъестественных и мифических существ, в котором находятся подлинные причины. Все сверхъестественное познается путем мистического соединения с ним, не связанного логическими ограничениями.

Это и дало возможность Л. Леви-Брюлю выделить дологическое мышление, которое в то же время является «интенсивно мистическим». Для мистически ориентированного мышления не существует неизменных причинно-следственных связей. Все может быть, чудесное наиболее интересно. «Мистически ориентированные, эти умы сейчас же готовы признать позади существ и фактов нашего мира наличие невидимых сил и потенций. Они чувствуют их вмешательство каждый раз, когда что-нибудь странное или необычное поражает их. На их взгляд «сверхприрода», следовательно, облекает, проникает и поддерживает природу... Именно от нее возникают те мифологические темы, которые так озадачивают наш ум и которые обнаруживают столь любопытное сходство во всех частях света».

uchebnikfree.com

 

Источник:
06 сен 2010, 08:30
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.