Последние новости
02 дек 2016, 22:57
Президент США Барак Обама подпишет закон о 10-летнем продлении санкций против Ирана,...
Поиск



» » » » Неконтактный ребенок Индиго


Неконтактный ребенок Индиго

Неконтактный ребенок ИндигоДети Индиго часто впадают в другую крайность: у них наблюдаются нарушения в способности к общению. Это дети с так называемым ранним детским аутизмом (от латинского слова — «сам»; аутизм — это погружение в себя). Одной из форм такого нарушения является мутизм, т. е. отказ ребенка от общения, который может быть общим или избирательным, когда ребенок отказывается от контакта с отдельными лицами, например, с учителем или с кем-либо из близких. Многие дети с аутизмом отличаются повышенной пугливостью, впечатлительностью, склонностью к страхам.

Наиболее характерным для аутизма считается неравномерное, искаженное психическое развитие. При таких аномалиях психического развития нарушается, прежде всего, формирование контакта ребенка с окружающим миром, а для нормального развития любого ребенка его эмоциональное состояние, желание и потребность общаться с окружающими его людьми имеют колоссальное значение. Причины аутизма могут быть самые разные: неблагоприятные условия воспитания и окружения, психические травмы, связанные с испугом, помещение в больницу и т. д. У таких детей уровень интеллектуального развития может быть абсолютно разным. Среди них могут быть дети с нормальным, ускоренным, резко задержанным и неравномерным умственным развитием.

Для них типичны затруднения в формировании социально-бытовых навыков при сохраненном, а часто даже при опережающем биологический возраст интеллекте. Нормальному социальному взаимодействию аутичного ребенка с окружающими мешает негативизм — стремление постоянно противодействовать просьбам и желаниям лиц, взаимодействующих с ребенком. Родители, не понимая истинного состояния ребенка, часто расценивают это как упрямство и пытаются силой, а иногда и с применением физических наказаний, заставить его подчиниться их требованиям.

Многие из перечисленных признаков присутствуют в поведении Индиго. Эти дети отличаются также чрезмерной психомоторной возбудимостью, двигательной расторможенностью, которая нередко сочетается с импульсивностью и агрессивным поведением. Все эти особенности сочетаются с неадекватными реакциями на различные воздействия окружающей среды. Даже общаясь со взрослыми, аутичный ребенок как бы не замечает их. Недостаточная эмоциональная реакция на мать может сменяться зависимостью от нее: отрыв от матери приводит к различным формам протестующего поведения.

Первичным признаком реального заболевания является неконтактность ребенка, проявляемая уже на первом году жизни: нарушены все формы довербаль-ного общения, не формируется зрительный контакт, ребенок не смотрит в глаза взрослого, не протягивает ручки, чтобы взяли на руки, как это делает здоровый малыш. В общении с окружающими не пользуется языком мимики и жестов. Нарушения в общении в виде страха речи могут наблюдаться у детей с заиканием. У детей с аутизмом зрительное внимание крайне избирательно и очень кратковременно.

Ребенок смотрит как бы мимо людей, не замечает их и относится к ним как к неодушевленным предметам. Поведение аутичного ребенка и его реакции на окружающее часто непредсказуемы и непонятны. Такой ребенок часто не замечает отсутствия родителей, близких родственников и чрезмерно болезненно, возбужденно реагирует даже на незначительные перемещения неодушевленных предметов в его комнате.

Для аутичных детей характерны нарушения моторного поведения: своеобразное вращение кистей рук перед глазами, потряхивание руками и предметами, раскачивание туловища, необычные повороты тела. Все эти движения усиливаются при возбуждении, утомлении. Особенностью походки детей с аутизмом является ходьба на цыпочках или вприпрыжку. Многие аутич-ные дети отличаются моторной неловкостью: при беге они не прижимают локти к груди, как здоровые дети, а растопыривают их в стороны, по лестнице часто ходят приставным шагом. Детский аутизм часто проявляется в нарушениях развития речевых навыков. Для них характерно длительное называние себя во втором или третьем лице, долгое отсутствие в активном словаре слов, обозначающих близких для ребенка людей (мама, папа).

Своеобразный характер носит игровая деятельность, ее характерным признаком является использование необычного игрового материала, часто предметов домашнего обихода. Ребенок играет один, однообразно, используя различные предметы (обувь, бумагу, веревку и т. п.).

У детей, кроме этих форм нарушения способности к общению, встречаются и особые стойкие нарушения, возникающие без видимой причины и преобладающие во всем поведении ребенка. У таких детей наблюдается особое нарушение психического развития. У них часто преобладает периферическое зрение; они могут также не реагировать на слуховые стимулы, что часто заставляет подозревать у этих детей нарушения слуха, которых в действительности нет. Могут отмечаться нарушения сна, с трудом формируются навыки опрятности.

Поведение аутичного ребенка часто крайне противоречиво: с одной стороны, у него часты неадекватные страхи (боязнь каких-либо самых обычных предметов, иногда даже света от настольной лампы), с другой — у него может отсутствовать чувство реальной опасности. Ребенок может выбегать на проезжую часть улицы, забираться на высокие карнизы, уходить далеко от дома и т. п.

К двум-трем годам синдром раннего детского аутизма уже оформляется окончательно. Специалисты уже точно могут определить в этом возрасте выраженные черты искаженности развития ребенка, хотя многим родителям еще кажется, что с малышом все в порядке, нужно лишь научить его говорить. Даже при хорошем развитии крупной моторики обнаруживаются затруднения координации, ребенок выглядит неуклюжим, у него отсутствует моторная умелость, мелкая моторика отстает от возрастного уровня. У детей наблюдаются дефицит зрительного и слухового направленного внимания, потеря обоюдных контактов со сверстниками, утрата привязанности к близким людям, общее снижение активности.

Нарушения речи выражаются на довербальном фонематическом уровне или на этапе физиологической эхолалии, которая не служит средством коммуникации. Такая повышенная чувствительность к сенсорным стимулам, уход от тактильного контакта, отрицательная реакция на попадание на кожу любых веществ (прилипание крошек к влажным ладошкам, капельки воды, оставшиеся после умывания) побуждают родителей ограждать малыша от обычных «пачкающих» игр с песком и любыми притягательными для детей этого возраста сыпучими материалами. Заботливые родители, когда замечают недовольство ребенка при прерывании его однообразных манипуляций с игрушкой или игры с пальчиками, оставляют попытки предложить другие занятия, чтобы не беспокоить малыша. Таким образом, сенсорные увлечения начинают отгораживать его от взаимодействия с близкими людьми, развития и усложнения связей с окружающим миром.

Пока ребенку не исполнилось трех лет, родителям часто кажется, что все еще как-нибудь образуется, «пройдет само». Тем не менее, начало коррекцион-ной работы в период от 2,5 до 3 лет дает самый лучший эффект. С аутичным ребенком очень сложно наладить взаимодействие, особенно в таком раннем возрасте, когда он еще очень мал и хрупок. У взрослого возникает опасение навредить малышу своим неосторожным вмешательством. Но зная особенности детей с ранним детским аутизмом, учитывая основные принципы организации работы с ними, можно существенно улучшить состояние ребенка, достаточно быстро вызвать его на речевое общение и, что необычайно важно, избежать всех тех нарушений в становлении речи, которые служат как бы визитной карточкой раннего детского аутизма. При возникновении всех этих нарушений ребенка следует обязательно показать специалистам: логопеду, психологу, врачу-психоневрологу или невропатологу.

Основным принципом обучения является систематическое проведение коррекционных мероприятий. С ребенком занимаются дома ежедневно, по 1,5-2 часа с перерывами, и показывают его специалисту хотя бы раз в месяц. Начальный этап работы заключается в адаптации ребенка к новым условиям, привыкании к месту занятий. Необходимо обозначить в помещении зоны, в которых будет действовать ребенок.

Благодаря этому можно быстро выработать необходимые стереотипы, помогающие малышу уловить пространственный и временной ритм работы.
Источник:
21 апр 2010, 14:13
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.