Последние новости
03 дек 2016, 15:27
Украинские силовики стягивают минометы, танки и реактивные системы залпового огня (РСЗО)...
Поиск



» » » » Классический психоанализ о феномене Индиго


Классический психоанализ о феномене Индиго

Классический психоанализ о феномене ИндигоДети Индиго, рожденные в конце 70-х — начале 80-х годов прошлого столетия, проявляли свои странности уже в первые месяцы жизни. Их совершенно взрослые глаза, в отличие от других новорожденных, у которых обычно в таком возрасте фокусировка взгляда еще не сформировалась, поражали и врачей, и родителей.

Дети Индиго с первых недель смотрят пристально и в упор. Чем старше они становятся, тем больше меняется модель их поведения по сравнению с «нормальными» сверстниками. Эти дети не хотели учиться, не слушали ни родителей, ни учителей, у них отсутствовал контакт с их сверстниками и т. д. Растерянные родители, не зная, как им правильно реагировать на подобные явления, не умея наладить нормальное общение, начали обращаться в психологические консультации и центры здоровья.

Хотя, в принципе, ничего удивительного здесь нет — во все времена были «проблемные» дети, и их отношения с родителями всегда являлись камнем преткновения. Для того чтобы «наставить» таких деток на путь истинный, в обществе и существуют профессии воспитателей, учителей, врачей и психологов.

Вся история развития нашей цивилизации является ярким примером того, что люди всегда стремились к четким определениям, с последующей классификацией тех или иных явлений. Психологи, физиологи и антропологи в разные времена старались понять, почему мы так думаем, чувствуем или ведем себя, и классифицировали типы людей в соответствии с самыми различными категориями и поведенческими моделями. Людей относили к той или иной группе в зависимости от многих факторов. Целью подобных классификаций была идентификация и корреляция действий людей самыми различными способами. Некоторые из этих систем имеют довольно древнее происхождение, другие же были созданы совсем недавно.

Поскольку мы будем часто говорить о детской психике, давайте вспомним о мировых корифеях психоанализа и попытаемся разобраться хотя бы в основных понятиях этой науки, так как это просто необходимо для понимания природы не только детей Индиго, но и любого другого ребенка. Конечно, современные психоаналитики в своих исследованиях пошли гораздо дальше своих учителей, развив и углубив классический психоанализ, но в основе их изысканий лежат все же теории классиков. Поэтому даже самое элементарное ознакомление с понятиями традиционного психоанализа сможет помочь родителям определить характер поведения ребенка и его причины.

Фрейд, Юнг, Адлер и другие не менее известные представители этой науки, разработали самые разные системы личностной классификации.

Основоположником классического психоанализа является Зигмунд Фрейд (1856-1939), уделявший большое внимание проблеме развития ребенка и связанным с ней отклонениям детской психики. Работая над проблемами человеческой личности, Фрейд сделал вывод, что любой человек подвержен бессознательным импульсам, которые пытаются перейти на уровень сознания, и хотя эти импульсы блокируются нашим сознанием, именно они зачастую определяют характер поведения человека. Фрейд в своих работах описал концептуальную модель личности как состоящую из трех «этажей», где нижний этаж — бессознательное, «Ид», или «Оно», средний — предсознание, подсознательное «Эго», а верхний — это наше сознание, или «Супер-Эго».

Ид является областью наших инстинктов, проявляющихся на бессознательном уровне, и самыми главными здесь считаются сексуальность и агрессия, стремление к разрушению. Фрейд определяет два механизма Ид, благодаря которым снимается напряжение. Первый механизм — это рефлекторные действия, такие как слезы, икота, заикание или кашель, а второй —первичные процессы, которые сводятся к иррациональному мышлению, фантазийным представлениям, исполнению желаемого в мечтах и сновидениях.

Основным принципом проявления Эго — «предсознания» — является принцип реальности. В соответствии со своими представлениями о нормах реальности, личностной оценки наказания или поощрения, следующих за поступком, человек контролирует свои импульсы и решает, что ему можно, а что нельзя. Эго должно обязательно интегрировать «противоречивые команды» первого и третьего этажей нашей психики во внешний мир и тем самым определять поведение человека таким образом, чтобы его потребности были удовлетворены, однако при этом не наносили вреда ни самому человеку, ни окружающему его миру.

Сознание, или Супер-Эго, также работает на принципах реальности и контроля, однако здесь «цензура» осуществляется в соответствии с морально-этическими нормами. Супер-Эго представляет собой личностное отражение «коллективной совести» и часто зависит от родительского воспитания; кроме того, Супер-Эго связано с социализацией ребенка. По Фрейду, Супер-Эго состоит из двух подсистем: совести и «идеального Я». Понятие совести зависит от реакции взрослых, т. е. наказания детей за проступки, а представления об «идеальном Я» формируются посредством похвалы и одобрения. Постепенно в сознание ребенка внедряются моральные нормы его родителей и общества, в котором он живет. По мере взросления у ребенка контроль родителей должен заменяться самоконтролем. Все эти «этажи» личности в норме должны «работать» согласованно, а не противостоять друг другу.

Зигмунд Фрейд при исследовании невротических симптомов у детей особо подчеркнул состояние тревоги, которое он поделил на три типа: реалистическая, невротическая и моральная тревога. Состояние реалистической тревоги присуще всем людям, она соответствует конкретной ситуации, адекватна ей и сигнализирует человеку о необходимости принятия действий в целях самосохранения.

Такая тревога является ответом нашей психики на угрозу, сигналы о которой поступают из внешнего мира, и обычно исчезает после устранения причин этих сигналов. Невротическая тревога проявляет себя как страх, что импульсы Ид могут прорваться в верхние этажи и стать причиной «неприличного» поведения, за которое могут наказать. Моральная тревога относится к страху нарушения запретов Супер-Эго, это — страх совести. Все эти три типа состояния тревоги реалистичны. В ответ на эти состояния наше Эго, чтобы защитить себя, реагирует следующими защитными механизмами: вытеснение, проекция, замещение, рационализация, инвертированная реакция, регрессия, отрицание и сублимация.

Вытеснение—это своего рода «забывание», проявляющееся как реакция на недопустимые сознанием импульсы Ид, либо на тревожные мысли, вызывающие страдания. Однако эти «забывания» не исчезают бесследно и могут периодически прорываться в наше сознание в виде оговорок, сновидений, иронических замечаний, а иногда и как невротические симптомы.

Проекция проявляется в перекладывании своей вины на другого человека или же в объяснении поведения сложившимися обстоятельствами, например условиями жизни. Человек таким образом избавляется от чувства вины и крайне негативно реагирует на последующее наказание.

Замещение проявляется в переадресации инстинктивного импульса от более угрожающего явления к менее слабому. Например, ребенок в ответ на наказание родителей может наказать щенка или же побить куклу.

Рационализация является по своей сути ложной, но вполне логично обоснованной аргументацией, объясняющей личные неудачи неблагоприятными факторами, сложной ситуацией и т. д. Это можно сравнить с «попыткой бегства», отказом от дальнейших действий. Например, «это — плохая игрушка» (ребенку ее трудно достать с полки, она недоступна).

Инвертированная реакция проявляется в виде обратных действий как защита Эго от импульсов, на которые  наложен запрет.

Регрессия — это возвращение к моделям поведения, демонстрируемых в раннем детстве. Например: по-детски выраженная обида, сосание пальцев, инфантильность поведения.

Отрицание проявляется как неадекватная реакция защиты при трагических обстоятельствах, например: ребенок не может поверить, что мама умерла, или же не допускается, что что-то может угрожать личному благополучию.

Сублимация. В соответствии с концепцией Фрейда сублимация является единственной адекватной защитной реакцией, при которой запрещенные импульсы Ид переключаются на приемлемые (с позиции социальных норм) поступки и мысли или иные формы действия, позволяющие избежать невротических симптомов. Фрейд утверждает, что именно вследствие сублимации сексуальных инстинктов развивается творческий потенциал как в искусстве, так и в другой деятельности.

В основе конструкции личности, в соответствии с теорией другого, не менее знаменитого психоаналитика А. Адлера (1870-1937), лежат следующие семь принципов: чувство неполноценности и компенсации, стремление к превосходству, стиль жизни, социальный интерес, творческое «Я», порядок рождения и фикционный финализм. Основной мотив исследований Адлера — это характер взаимодействия людей внутри социума. Его работы считаются основой для таких направлений как психология-эго и гуманистическая психология.

Чувство неполноценности и компенсации Адлер связывает с недостаточностью развития какой-либо системы либо физической ущербностью, что становится причиной «возвышения» другой системы, направленной на компенсацию этого недостатка. Такая компенсация реализуется посредством психики; на фоне комплекса неполноценности могут проявляться другие комплексы, такие как представление о собственном превосходстве и «сверхценности».

Однако Адлер говорил, что стремление к превосходству нельзя считать недостатком, и что оно является основой развития личности, так как это — путь к совершенству. Но здесь возможны также два направления: деструктивное и конструктивное. Если стремление к превосходству не противоречит нормам социума и носит общественно-полезный характер, то оно является позитивным. Если же такое стремление выливается в самоутверждение за счет других людей и начинает противостоять интересам общества, то здесь оно приобретает крайне негативный оттенок.

Стиль жизни формируется в возрасте 4-5 лет и практически не изменяется в дальнейшем. От него зависит способ адаптации ребенка в социуме, а сам он формируется под влиянием того, каким способом происходила компенсация комплекса неполноценности в раннем детстве. Адлер, в зависимости от характера жизненных установок (стиль жизни), выделяет четыре типа личности: управляющий, берущий, избегающий и социально полезный типы.

Управляющие — это уверенные в себе, Жизненно активные люди, стремящиеся к главенству среди других. У них очень развита установка превосходства и их мало интересуют социальные интересы. Такие люди чаще других становятся «возмутителями» спокойствия и правонарушителями общественных норм поведения.

К берущему типу относятся социально «бесполезные» люди, бездейственные, с низкой степенью активности и потребительскими наклонностями.

Избегающий тип очень близок по своим характеристикам к берущему. Такие люди обычно не причиняют никому вреда, но их не интересуют проблемы других людей, они стараются спрятаться, как улитка, в свой домик и уходят от решения сложных проблем.

У социально полезных людей очень высокая степень активности, направленная на благополучие других людей и решение общественных проблем. Социальный интерес, по мнению Адлера, является врожденным, однако его следует сознательно развивать. Главную роль в этом играют родители (на первом месте стоит мать, а потом уже отец), их отношения между собой. Если в семье складывается неблагополучная обстановка, то ребенок может полностью утратить свой социальный интерес.

Творческое «Я», или, как сейчас принято говорить, «креативность личности», развивается на базе генетических основ, родительского воспитания и затем формируется благодаря личной активности и самовоспитанию.

Фикционный финализм Адлера — это подчинение поведения индивидуума собственным целям, т. е. самопрограммирование на будущее. Эти цели часто носят чисто фиктивный характер. Невротические симптомы, проявляющиеся у детей, Адлер рассматривает как самозащиту своего Я; они связаны с комплексом неполноценности, стремлением к превосходству, отсутствием социального интереса, пассивностью, которые стали следствием неправильного воспитания в раннем детстве и подавления психики ребенка.

Для последующего формирования жизненной позиции и стиля жизни ребенка имеет большое значение порядок его рождения в семье. Пока не рождается второй ребенок, первенец получает максимум родительской любви и заботы. Часто рождение второго ребенка приводит к «трагедии короля, потерявшего свой трон». Поэтому перворожденный ребенок часто использует любые средства и способы, стараясь привлечь к себе внимание родителей и вернуть (по его представлению) их «утраченную» любовь.

Карл Густав Юнг (1875-1961) развил и углубил учение 3. Фрейда. У многих людей имя Юнга ассоциируется с различием между интровертами и экстравертами, а также способами, с помощью которых человек взаимодействует со своим внутренним миром и внешним окружением (ощущающий, интуитивный, мыслительный, эмоциональный типы).

В трудах Юнга рассматриваются многие аспекты жизненного цикла человека, однако большую часть своей жизни он посвятил исследованию проблем души и сознания. Ученый считал, что у человека есть возможность прожить жизнь в гармонии со своей душой. Этот процесс он назвал индивидуализацией. Развитие личности происходит в процессе интеграции многих внут-риличностных функций и тенденций. Здесь, по Юнгу, может произойти самореализация, но она доступна только высокообразованным и высоконравственным людям. Человек может почувствовать более глубокое удовлетворение жизнью, когда он определяет себя в соответствии с мощными врожденными стимулами, когда влечения души человека находят свое выражение в повседневной жизни и своим внешним поведением он отражает свою внутреннюю суть.

Юнг рассматривал поведение человека исходя из двух факторов: его индивидуальной истории и целей, устремлений в будущее. Личность в аналитической психологии Юнга включает в себя три главенствующие системы: эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Эго является центром сознания и представляет собой часть личности или души (ощущения, чувства, мысли, воспоминания) — всего, что позволяет человеку осознавать свою идентичность и целостность. Личное бессознательное является структурой, где происходит вытеснение воспоминаний, переживаний и чувств.

Сюда, по мнению Юнга, входят также и комплексы, которые часто подавляют личность и начинают управлять поведением человека. Коллективное бессознательное — это наш эгрегор, являющийся своего рода хранилищем нашей родовой памяти и представленный универсальными общечеловеческими моделями восприятия, в которых большую роль играют эмоции.

Юнг первым предложил две психологические установки, или ориентации личности: экстраверсия и интроверсия. Каждый человек обладает этими свойствами, но всегда одна из них будет доминировать над другой. Юнг говорил, что «типично жизненная установка не может быть предметом сознательного суждения или сознательного намерения, но д^чжна вызываться некой бессознательной, инстинктивной причиной».

Экстраверсия — это направленность человека во внешний мир, к другим индивидам. Интроверсия — процесс, полностью противоположный, это направленность вовнутрь себя, в свой внутренний мир. Юнг также выделяет четыре психологических функции: мышление, чувство (эмоциональность), ощущения и интуицию. Мышление и чувство Юнг считает рациональными функциями, а ощущения и интуицию — иррациональными.
Источник:
21 апр 2010, 14:13
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.