Последние новости
02 дек 2016, 22:57
Президент США Барак Обама подпишет закон о 10-летнем продлении санкций против Ирана,...
Поиск



» » » » Как привить любовь к школьным занятиям


Как привить любовь к школьным занятиям

Как привить любовь к школьным занятиямНачиная с первого класса родители должны внушить ребенку, что ответственность за выполнение домашних заданий лежит сугубо на нем и его учителе. Родителям не следует досаждать детям по поводу домашней работы. Им не нужно надзирать за ней или проверять ее*, если об этом не попросит ребенок. Когда родители берут на себя ответственность за домашнюю работу, ребенок отступает, и родители никогда уже не освободятся от этой обузы. Домашнее задание может стать оружием в руках ребенка, предметом шантажа и эксплуатации родителей. Можно избежать больших неприятностей и привнести в семейную жизнь много радости, если родители выкажут меньшую заинтересованность в мелочах домашних заданий ребенка, внушив ему взамен в жесткой форме: «Домашняя работа — твоя ответственность. Она — то же самое, что и наша работа для нас».

 

Не следует переоценивать значение домашних заданий в младших классах. Существуют прекрасные школы, не нагружающие младших школьников домашней работой. Пожалуй их ученики приобретают там не меньше знаний, чем загруженные домашними заданиями шести-семилетние дети. Главная ценность домашней работы в том, что она дает детям опыт самостоятельной работы. Впрочем, чтобы извлечь эту ценность, работу необходимо соотнести со способностью ребенка так, чтобы он мог работать самостоятельно, с наименьшей помощью взрослых. Прямая помощь может лишь внушить ребенку, что сам по себе он беспомощен. Однако косвенная помощь может быть полезна. Например, мы можем обеспечить ребенку уединение, удобный письменный стол и нужные справочники. Мы может также помочь ему подобрать лучшее время для домашней работы в соответствии

с временем года. В погожие дни весны или осени ребенок, несомненно, будет отвлекаться на мысли об игре и надеяться, что домашнее задание можно будет выполнить позже. Но в холодные зимние дни домашней работой нужно заняться раньше, если позже ребенок будет смотреть телепрограмму. Некоторые дети любят находиться рядом со взрослыми, работая над домашним заданием. По возможности можно позволять ему пользоваться столом на кухне или в гостиной. Кстати, можно кое-что добавить по поводу усидчивой манеры ребенка заниматься, его опрятности и бережного отношения к мебели.

 

Некоторые дети работают лучше, если грызут при этом карандаш, почесывают голову или качаются на стуле. Наши замечания или запреты лишь мешают умственной работе.

Домашнюю работу ребенка не следует прерывать вопросами или поручениями, способными подождать. Нам необходимо держаться на втором плане, давая детям комфорт и поддержку вместо указаний и помощи. Иногда мы можем прояснить неясный вопрос или объяснить фразу. Впрочем, необходимо избегать замечаний такого рода:

 

— Не будь ты таким рассеянным, ты бы запомнил свое задание.

— Если бы ты слушал учительницу, то знал бы свою работу.

 

Нам следует помогать детям скупо, но сочувственно. Мы скорее слушаем, чем указываем. Мы показываем дорогу, но ожидаем, что путешественник своими силами достигнет цели.

Отношение родителей к школе и учителю может повлиять на отношение ребенка к домашней работе. Если родители привычно порицают школу и унижают учителя, ребенок сделает для себя определенные выводы.

 

Родителям необходимо укреплять авторитет учителя и поддерживать его систему оценки домашней работы.

Когда учитель строг, у родителей появляется прекрасная возможность проявить сочувствие.

— Какой нелегкий год — у тебя столько работы!

— Этот год на редкость тяжелый. Он действительно строгий учитель.

— Я слышала, что он много требует.

— По-моему, он особенно строг к домашней работе. Наверно, в этом году ее будет очень много.

Важно избежать повседневных вспышек недовольства по поводу не очень хорошо выполненной домашней работы:

 

— Послушай, Реджи, с этой минуты ты будешь работать над грамматикой каждый день после обеда, включая субботы и воскресенья. Отныне никаких игр и телевизора!

— Роджер! Мне ужасно надоело постоянно напоминать тебе о домашней работе. Отец проследит, чтобы ты взялся за ум. Нам не нужны неграмотные в нашей семье.

 

Угрозы и понуждения обычны, поскольку они заставляют родителей полагать, будто они действуют таким образом на ситуацию. На самом же деле подобные методы приносят больше вреда, чем пользы. Их единственным результатом служит напряженность в семье, раздраженность родителей и неприязнь ребенка.

 

Многие способные дети недобросовестны в выполнении домашних заданий и не стремятся добиться успехов в школе из-за бессознательного бунта против амбиций своих родителей. Каждому ребенку, чтобы повзрослеть и возмужать, необходимо достичь чувства индивидуальности и отделенности от своих родителей. Если родители слишком вмешиваются в учебные успехи ребенка, он ощущает вторжение в свою автономию. Когда его высокиеоценки становятся «алмазами в короне родителей», из чувства противодействия ребенок может неосознанно предпочесть принести домой «соломенную корону», лишь бы она была его собственной. Отказываясь преследовать родительские цели, юный бунтарь добивается чувства независимости. Следовательно, стремление к выражению своей индивидуальности и независимости может подтолкнуть ребенка к неудачам в учебе, невзирая на родительское давление и наказания. Как сказал один ребенок: «Они могут отобрать у меня телек и карманные деньги, но не могут отобрать мои плохие оценки».

 

Вполне очевидно, что сопротивление учебе — не простая проблема, которую можно решить либо строгостью, либо потаканиями ребенку. Усиленное давление может усилить сопротивление ребенка, в то время как попустительство и непротивление могут примирить его с собственной незрелостью и безответственностью. Решение проблемы дается не легко и не быстро. Некоторым детям может понадобиться психотерапия, чтобы пересмотреть свою борьбу против родителей и получить удовлетворение от своих успехов, а не от плохих оценок.

 

Другим детям необходимо обратиться к педиатру-психологу. Важно, чтобы таким педагогом не был кто-либо из родителей. Наша задача — внушить ребенку, что он полноправная личность — не зависимая от нас — и отвечает за собственные успехи и поражения. Когда ребенку разрешено ощутить себя личностью с самозарождающимися потребностями и целями, он начинает принимать ответственность за собственную жизнь и ее нужды.

 

Музыкальные уроки. Если ребенок играет на музыкальном инструменте, его родители раньше или позже услышат знакомые слова: «Я больше не хочу заниматься». Принять такое заявление хладнокровно — нелегкая задача.

 

Некоторые родители, помня навязываемые им в детстве музыкальные уроки, решают избавить своих детей от таких мучений. Играть или не играть — не их проблема: это проблема ребенка. В такой семье ребенок решает, заниматься ему или нет. Он играет, когда ему хочется, и берет урок или отменяет его по своему желанию. Не считая частных уроков, оставшихся прерогативой родителей, занятия на инструменте рассматриваются как ответственность ребенка.

 

Другие родители, с сожалением вспоминая о том, как им позволяли в детстве небрежно относиться к занятиям музыкой, решают, что их ребенок заиграет во что бы то ни стало. Еще до рождения ребенка для него уже выбран музыкальный инструмент. Едва он в состоянии справиться с предназначенным для него инструментом, как его сажают заниматься. Слезы и сцены ребенка останутся без внимания, а его сопротивление будет подавлено. Мысль родителей выражена громко и ясно: «Мы платим, ты — играешь». В таких условиях ребенок может достичь или не достичь музыкальных успехов. Хотя в целом этот замысел может обойтись слишком дорого. Цена чересчур высока, если результаты включают продолжительные напряженные отношения между родителями и ребенком.

 

Главная цель музыкального образования в детстве — предоставить действенный выход эмоциям. Жизнь ребенка настолько наполнена ограничениями, правилами и разочарованиями, что необходимо найти выход избыткам отрицательных эмоций. Музыка — один из лучших способов умиротворения, она выражает звуками ярость, радость и снимает напряжение.

 

Обычно родители и педагоги не рассматривают музыкальное образование с этой точки зрения: как правило, они добиваются от ребенка навыков воспроизведения мелодий. Данный подход неизбежно включает оценку и порицание исполнительских Качеств ребенка и его индивидуальности. Зачастую результаты печально знакомы: ребенок пытается бросить уроки, забыть своего педагога и закончить музыкальную «карьеру». Во многих семьях заброшенная скрипка, запертое пианино либо немая флейта служат лишь печальным напоминанием мучительных усилий и несбывшихся надежд.

 

Что же могут сделать родители? Их задача — найти доброго и внимательного учителя — человека, знающего своих учеников, а не только музыку. Именно педагог держит ключ к продолжительному интересу ребенка к музыке, и только он может открыть или закрыть дверь в страну возможностей. Важнейшая задача учителя — добиться уважения и доверия ребенка. Если ему это не удастся, он не сможет успешно преподавать свой предмет: ребенок не научится любить музыку от педагога, которого ненавидит.

Чтобы предотвратить нежелательные трения, учитель, родители и ребенок должны вместе обсудить и прийти к соглашению по нескольким основным пунктам. Вот несколько примерных правил:

 

1. Отменять урок без предварительного уведомления не менее, чем за день до назначенного времени.

 

2. Если назначенный урок должен быть отменен, то позвонить педагогу должен ребенок, а не родитель.

 

3. Выбирая время и методику музыкальных занятий, необходимо корректировать их в реалистическую сторону.

 

Вышеперечисленные правила запрещают отказ от урока в последнюю минуту «по настроению», и поощряют независимость и ответственность ребенка. Они также внушают ребенку, что несмотря на уважительное отношение к музыке, мы еще более ценим его чувства и мысли.

 

Не следует принуждать ребенка к занятиям, не нужно напоминать ему о том, сколько стоил инструмент и как тяжело работает ради денег отец. Такого рода замечания рождают чувство вины и неприязни. Они не привлекают ребенка к музыке и не вызывают у него интереса.

 

Родителям необходимо воздержаться от прогнозов по поводу «великого» музыкального таланта ребенка. Замечания типа приведенных ниже действуют весьма обескураживающе:

 

— У тебя дивный талант, но ты его не используешь. Ты бы мог стать новым Леонардом Берн-стайном, если бы только постарался как следует.

 

Ребенок может заключить, что родительские иллюзии сохранятся лучше всего, если не подвергать их испытанию. Его принципом может стать: «Если я не стараюсь, то не подвожу моих родителей».

 

Больше всего ребенок воодушевлен, зная, что его трудности понимают и ценят.

Во время третьего занятия на пианино шестилетнему Рольсину пришлось осваивать новый навык: сыграть восемь нот гаммы обеими руками. Учитель бегло показал ему упражнение и заметил: «Смотри, это совсем легко. Теперь попробуй сам». Рольсин неохотно и неловко вытянул пальцы, безуспешно пытаясь подражать учителю. Мальчик вернулся домой обескураженным.

 

Во время домашнего занятия мать сказала: «Нелегко сыграть восемь нот одой рукой, а двумя еще сложнее». Рольсин охотно согласился. Сидя за инструментом, мальчик медленно проиграл ноты с надлежащей «пальцовкой». Мать заметила: «Сейчас я слышу правильные ноты и вижу «правильные пальцы». С явным удовлетворением Рольсин отвечал: «Это довольно трудно». В тот день мальчик продолжал заниматься, даже когда истекло время занятия. В течение недели от ставил перед собой все более сложные задачи и не успокоился, пока не смог играть октаву вслепую.

 

Ребенок воодушевлен сочувственным пониманием его трудностей скорее чем советом, похвалой или готовым решением проблем.

 

Карманные деньги. В современной семье ребенок, как правило, получает деньги на расходы, поскольку является членом семьи. Эти деньги —I не награда за хорошее поведение и не оплата его работ по дому. Это полезный «инструмент», имеющий ясную цель: ^предоставить опыт пользования деньгами при наличии выбора и принятой на себя ответственности. Следовательно, слишком жесткий надзор за карманными деньгами лишит опыт своей цели. Необходимо лишь присматривать за тем, чтобы деньги покрывали необходимые расходы: оплату транспорта, обеды, школьные взносы и т.д. По мере взросления ребенка сумма карманных денег возрастает, включая добавочные расходы и ответственности: взносы в какую-либо организацию, затраты на развлечения, одежду и проч.

 

Можно ожидать и злоупотребления карманными деньгами. Некоторые дети ошибочно распорядятся своим «бюджетом» и потратят слишком много и слишком быстро. Такие злоупотребления необходимо обсудить с ребенком в деловой манере, чтобы прийти к подразумевающим обоюдное согласие решениям.  Если случаи

«мгновенных» трат будут повторяться, возможно, понадобится поделить сумму и выдавать ее ребенку частями дважды или трижды в неделю. Карманные деньги не следует использовать в качестве «дубинки» над головой ребенка для оказания давления на него с целью лучших оценок либо как принуждение к послушанию. Их не следует придерживать во время ссор, а также увеличивать сумму при хорошем настроении.

 

Что такое справедливые карманные деньги? На этот вопрос нет универсального ответа. Эти деньги должны устраивать ваш бюджет. Несмотря на «соседские» стандарты: нам не следует увеличивать сумму более, чем мы можем себе это позволить. Если ребенок протестует, мы можем сказать ему откровенно и сочувственно: «Мы рады были бы дать тебе больше денег, но наш бюджет ограничен». Это лучшее решение, нежели пытаться убедить ребенка, что ему по сути не нужны дополнительные деньги.

Неопытный человек с легкостью растранжирит деньги. Сумма карманных денег не должна превышать возможности ребенка потратить их. Лучше начать с маленькой суммы, которую можно время от времени корректировать, нежели перегружать ребенка слишком большой суммой. Давать карманные деньги можно, ко-

гда ребенок начнет посещать школу и научится считать и определять сдачу. Для практики выдачи карманных денег необходимо одно важное условие: оставшаяся после фиксированных расходов маленькая сумма должна принадлежать ребенку, и он волен потратить ее или сэкономить по своему желанию.

 

Друзья и партнеры по играм. Теоретически мы хотим, чтобы наши дети сами выбирали себе друзей. Мы верим в свободу, порицаем насилие. Тем не менее ребенок нередко приводит домой «друзей», которые нам не по вкусу. Нам могут не нравится хулиганы и хвастуны или сопливые плаксы, но если их поведение не стало для нас совершенно невыносимым, лучше всего будет изучать симпатии нашего ребенка и его устремления, прежде чем вмешиваться в его выбор.

Какой мерой следует оценивать выбор друзей нашего ребенка?

 

Друзья должны оказывать друг на друга благожелательное и корректирующее воздействие/TV бенку необходимо общение с отличными отчего детьми либо «дополняющими^ега Следовательно, замкнутый ребенок нуждается в обществе более раскрепощенных друзей, чересчур опекаемому ребенку нужны более^самостоятежные_парт.неры по играм, пугливому ребенку необходимо обществоребят посмелее, а инфантильному ребенку полезна дружба с более зрелым приятелем. Слишком полагающемуся на фантазии ребенку необходимо влияние более рассудительных детей. Агрессивного ребенка могут сдерживать сильные, но не задиристые приятели по играм. И наша задача — поощрять дружбу нашего ребенка с детьми, отличающимися от него индивидуальностью, способствуя корректировке его характера.

 

Необходимо и прекращать некоторые отношения. Инфантильные дети лишь «питаются» этим качеством друг у друга. Воинственные дети усиливают агрессивность друг друга. Слишком замкнутые дети не вступают в необходимые социальные отношения. Хулиганистые дети могут взаимно усилить свои антисоциальные тенденции.

Особенно важно позаботиться о том, чтобы склонные к идеализации криминального поведения дети не попали под влияние уличной компании, благодаря своему «богатому» опыту», эти ребята могут добиться в школе статуса героев и служить нежелательным объектом подражания.

 

Чтобы позволить ребенку сделать ответственный выбор собственных друзей, нужна отлаженная система контроля, (при этом на нас лежит ответственность за то, что его выбор будет полезным выбором).

 

Забота о домашних животных. Когда ребенок обещает заботиться о домашнем животном, он про-сто'/выказывает добрые намерения, но не доказательство своей способности делать это. Ребенок может нуждаться в животном, стремиться получить его и полюбить, но он редко способен достойно ухаживать за ним. Ответственность за жизнь животного не может быть возложена только на ребенка. Чтобы избежать разочарования и ссор, лучше сразу условиться, что животное для ребенка означает труд для родителей. Ребенку может принести большую пользу то, что у него есть четвероногий друг, с которым можно играть и которого можно любить. Ему также может пойдет на пользу участие в уходе за домашним животным — но ответственность за выживание и здоровье животного должна лежать на взрослых.

 

Свобода выбора. Хорошие родители, как и хороший педагог, дают детям максимум самостоятельности. Они получают удовлетворение оттого, что дети делают собственный выбор и полагаются на собственные силы. Разговаривая с детьми, .можно намеренно пользоваться фразами, показывающими наше доверие способности детей принимать для себя правильные решения. Соглашаясь с просьбой ребенка, лучше выразить это согласие в замечаниях, способствующих укреплению его самостоятельности. Вот несколько способов сказать «Да»:

 

— Если хочешь

.

— Если это действительно тебе нравится.

 

— Решай сам— Выбор только за тобой.

 

— Как бы ты ни решил, я согласен.

 

Наше «Да», конечно, понравится ребенку, но дополнительные подтверждения усилят его удовлетворение от собственных решений и обрадуют нашим доверием.

Источник:
21 апр 2010, 14:13
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.