Последние новости
03 дек 2016, 15:27
Украинские силовики стягивают минометы, танки и реактивные системы залпового огня (РСЗО)...
Поиск



» » » » Помнит ли Россия своих гениев


Помнит ли Россия своих гениев

Помнит ли Россия своих гениевПосмотрите на любое общество, не только на российское, но и на зарубежное — можно смело сказать, что система работы общества с одаренными людьми с каждым годом становится все большей проблемой, особенно это касается детей. Если мы проследим жизненный путь талантливого взрослого человека, то увидим, что, если он и получает должное признание, часто это случается слишком поздно.

Другой вариант: после долгих лет учебы, работы над собой он так и не смог найти свое место в обществе, а общество вообще не волнует то, что получается из талантливых детей, закончивших школы и университеты. Даже если этот одаренный человек и получил общественное признание, во многих случаях в нашем российском обществе его удел— это безвестная и очень бедная старость. Вспомните телевизионные передачи, рассказывающие о наших знаменитых актерах, художниках и поэтах! Многие очень талантливые люди должны стать просто ремесленниками, так как иначе они не смогут прокормить себя.

Традиционно общество отторгает своих пророков и гениев, и у одаренных личностей на пути всегда больше неудач и препятствий, чем у обычных людей. Мало кто задумывается над тем, как взрастить, уберечь, понять талант и как вписать его в сложные структуры современного общества. Между тем, проблему одаренных личностей следует решать на государственном уровне. Мы все привыкли к тому, что Россия всегда славилась своими талантами, и одаренные Богом люди часто воспринимаются обществом как некая данность, вроде разновидности полудрагоценных камней, которыми так богата наша щедрая природа. .„

Николай Дмитриев прожил недолго — всего пятнадцать Лет.

Он родился в Москве в 1933 году, в семье художников прикладного искусства. С раннего детства Коля был окружен бумагой и карандашами. Чувство композиции, цвета, присущее ему от природы, Коля развивал упорным трудом, никогда не удовлетворяясь достигнутым. Сюжеты для своих работ он находил во всем, что окружало его: портреты близких и знакомых людей, виды арбатских дворов и переулков, зарисовки зверей в зоопарке, иллюстрации к прочитанным книгам. Он обладал удивительной зрительной памятью и часто рисовал по впечатлению от увиденного.

Прозанимавшись какое-то время в изостудии районного Дома пионеров и в районной Художественной школе, в тринадцать лет он в поступил в Московскую художественную школу им. В.И. Сурикова, где проучился два года. Особенно напряженно работал" Коля летом 1948 года: за два месяца им было написано около 150 акварелей и рисунков.

Но все внезапно оборвалось — 12 августа 1948 года Николай Дмитриев погиб из-за несчастного случая на охоте. Через год после его гибели, в 1949 году, в Москве в Центральном доме работников искусств открылась первая выставка его акварелей и рисунков, получивших признание таких метров, как Вера Мухина и Игорь Грабарь. Акварели Коли потрясли Бориса Пастернака: «От волнения я не мог произнести ни слова. Да как же иначе, когда эти акварели, как живые, сходят со стен к Вам навстречу, берут Вас за руки, заговаривают с Вами и уводят, куда им вздумается!»

Следующая выставка состоялась после большого перерыва — в 1995 г. в Музее А.С. Пушкина на Арбате. Время не ослабило впечатления от этих работ, которые и сегодня воспринимаются как состоявшееся явление высокого и одухотворенного искусства.

Надя Рушева родилась в 1952 году в г. Улан-Баторе, где жили тогда ее родители. Надя начала рисовать с пяти лет, как и все обычные дети, и очень любила сказки, особенно А.С. Пушкина. В семь лет она стала рисовать иллюстрации к этим сказкам. Рисовать девочку никто не учил, но формирование ее таланта проходило в творческой семье, в среде художников и артистов. По окончании школы она собиралась поступать во ВГИК: мечтала стать мультипликатором. Многим известна запись писателя Ираклия Андроникова, оставленная им на одном из Надиных рисунков: «То, что это создала девочка гениальная, становится ясным с первого рисунка.

Они не требуют доказательств своей первозданнос-ти». Прожив немногим более 17 лет, Надя оставила после себя огромное духовное богатство — свыше 10 ООО рисунков. Их точное количество вряд ли можно сосчитать, ведь Надя охотно дарила рисунки своим друзьям и знакомым, а кроме того, очень много работ по разным причинам было утеряно во время первых выставок. Свои композиции Надя делала в основном чернилами и тушью, и можно сказать, в совершенстве владела техникой линейной графики, как будто она проучилась уже много лет в Академии художеств.

В журнале «Юность» (№ 6 за 1964 год) были напечатаны рисунки двенадцатилетней чудо-девочки, и с этого времени имя и творчество юной художницы были известны во всем Союзе. Персональные выставки Нади Рушевой прошли почти во всех регионах страны, а также за рубежом — в Японии, Монголии, Польше. Число их превысило 160. За короткий срок с творчеством Нади познакомилось около четырех миллионов человек. Она смогла осмыслить и передать в зримых образах произведения более 50-ти авторов. Рисуя «по воображению», она создала, помимо этого, массу сказок собственного сочинения, раскадровок никем еще в те годы не поставленных балетов, фантазийных сцен. Среди Надиных зарисовок есть несколько таких, на которых изображен балет «Анна Каренина». «Ее рисунки далеко выходят за пределы детского творчества, но и среди взрослых художников едва ли многие могут поспорить с легкостью ее техники, чувством композиции, с остротой ее образов, с ее творческим восприятием мира», — так говорил о Наде

Рушевой скульптор В.А. Ватагин. В четырнадцать лет Надя начала работу над серией рисунков к роману Л.Н. Толстого «Война и мир». В этих композициях художница применила уже другую технику рисования, используя акварель. Надя никогда не пользовалась ластиком. Ее рисунки рождались без эскизов, она их рисовала сразу. «Я их заранее вижу... Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остается их чем-нибудь обвести», — признавалась Надя. «Пушкиниана» Нади Рушевой — это не только иллюстрации к творчеству, но еще и вся жизнь поэта, его друзей, близких. Последние рисунки Нади Рушевой — 200 графических работ к роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Жизнь Нади Рушевой оборвалась на взлете мартовским утром 1969 года, жизнь, исполненная самых радужных надежд и мечтаний.

Академик В.А. Ватагин так писал о Наде: «Беспощадная жестокость судьбы вырвала из жизни только что расцветший талант гениальной московской девочки Нади Рушевой. Да, гениальной, — теперь нечего бояться преждевременной оценки». 21 октября 1982 года крымскими учеными была открыта малая планета № 3516, она была названа именем еще одного юного таланта — художницы Нади Рушевой.

В середине восьмидесятых Ника Турбина стала, без преувеличения, национальным достоянием. Эта девочка из Ялты писала не по-детски мудрые, «философские» стихи. По воспоминаниям родителей, она росла очень странной и необщительной девочкой, и ставила взрослых в тупик своими серьезными вопросами. Например, в два года неожиданно спросила бабушку: «Аесть ли душа?» А еще маленькая Ника слышала Звук — так она называла неведомо откуда взявшийся голос, помогающий ей писать стихи. Но продюсером Ники было не государство, а известный поэт Е. Евтушенко. Ника собирала полные залы, и не только в Союзе. В Колумбийском университете даже состоялась конференция, посвященная технике перевода стихов юной русской поэтессы. На фестивале «Земля и поэты» в Венеции Ника получила одну из престижнейших премий в области искусства — «Золотого льва». Турбина была второй русской поэтессой, получившей эту высокую награду. Великая Анна Ахматова эту премию получила после шестидесяти, а Нике в момент награждения было только двенадцать лет. Кто сейчас об этом знает и помнит имя Ники?!

Столь ранняя поэтическая одаренность стала вопросом изучения психологов, педагогов и даже экстрасенсов, которые были своего рода изгоями в нашем государстве. Многие говорили, что Ника — «точно инопланетянка», что у нее есть контакт с существами из параллельных миров. Казалось, сказка будет длиться вечно. Но она оборвалась столь же внезапно, как и началась. Уже к двадцати годам о Нике практически все забыли. Наступили другие времена, когда в нашей печати обсуждались больше вопросы «прожиточной корзины», а не успехи юных дарований.

Многие были уверены в том, что Ника Турбина, как И. Бродский, М. Шемякин, живет в Америке, пользуется там всеми благами цивилизации и греется в лучах своей славы. Но ничего подобного в жизни повзрослевшей Ники так и не произошло. Став взрослой, она оказалась никому не нужной. О ней уже никто не говорил как о всемирно известной советской поэтессе. Были забыты и многотысячные тиражи, и полные залы. У Ники не было ни высшего образования, ни профессии, она даже свои стихи писала «неграмотно», не придерживаясь правил русского языка. Никто не подсказал девочке, как дальше раскрывать и шлифовать свой поэтический дар. У Ники оказалась очень сложная судьба. Она покончила с собой.

Скорее всего, нельзя утверждать, что одаренный ребенок должен обязательно стать «светлой, сильной, полноценной личностью». Возможно, что если бы в ранней юности Нику не только объявили перед всем миром гениальной, но и объяснили, что талант — это только фундамент, на котором надо строить здание своей Личности, и если бы она не осталась один на один со своим талантом и проблемами, она была бы до сих пор жива. На одном сайте были сказаны такие слова: «Есть какая-то мистика в судьбах почти всех русских поэтов. Почти все они — неприкаянные души, зачастую алкоголики, наркоманы, психически ненормальные и совершенно неприспособленные к реальной жизни люди. И как закономерность — умереть молодым, чтобы стать легендой. Словно все это — расплата за божий дар. Словно падающие звезды, промелькнут они на небосклоне, оставив в наших сердцах свой свет...».
Источник:
21 апр 2010, 14:13
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.