Последние новости
05 дек 2016, 21:32
Приближается конец 2016 года, время подводить его итоги. Основным показателям финансового...
Поиск

» » » » Проблемы подготовки детей Индиго к школе


Проблемы подготовки детей Индиго к школе

Проблемы подготовки детей Индиго к школеОдной из главных задач подготовки ребенка к школе является формирование умения логически мыслить в соответствии с возрастными особенностями и сохранение интуиции ребенка. Существует много мнений, как и с чего начинать обучение ребенка.

В. Сухомлинский еще много лет тому назад написал, что «необходимо воспитывать личность с чувством прекрасного, человека, любящего природу и другого человека. Все остальное приложится».

Одни считают, например Р. Штайнер (представитель вальдорфской педагогики, Германия), что ребенка до восьми лет нельзя учить читать ни в коем случае, иначе он потеряет свой величайший дар интуиции.

Другие представители педагогики считают, что нужно начинать учить ребенка читать как можно раньше.

Академик РАН В. Давыдов называет бедой начальной школы то, что преподаватели опираются на рассудочное мышление, конкретно-предметное, а необходимо опираться на теоретическое мышление, отвлеченно-абстрактное.

Г. Альтшуллер, основатель ТРИЗ-педагогики (Россия), уверен в том, что если ребенка в игре научить методам анализа и «восприятию мира в диалектическом противоречии», то можно вырастить из любого ребенка гения.

В прошлом веке многие школы резко осуждали появление «читающих дошкольников», возможно, потому, что увидели в этом явлении угрозу безработицы для своих учителей, а в результате Многие новаторские методики так и остались лежать под красным сукном! Но, тем не менее, факты — вещь упрямая, и в стране юных дарований с необыкновенными способностями становилось все больше. Вот тогда-то словом «вундеркинд» и стали объяснять все то, что не могло быть объяснимо официальной наукой. Наверное, здесь как нигде применимо понятие «Честь мундира»! Но теперь в школы все чаще приходят дети, умеющие уже в шесть лет читать и решать примеры, и тут уж волей-неволей приходится переделывать программы и учебные планы.

Очень многие педагоги говорят о том, что в начальной школе главными предметами должны быть не русский язык и математика, а художественное творчество. А. Маслоу, основатель гуманистической психологии (США), также считает, что главным направлением в образовании будущего будет образование посредством искусства.

Американский психолог Торренс, разработавший систему измерения творческих способностей, предупреждал, что наследственный потенциал не является основным показателем будущей творческой продуктивности. В какой мере дары ребенка найдут свое применение во взрослой жизни, зависит, в первую очередь, от родителей и педагогов, ведь творческий потенциал ребенка можно и развить, и уничтожить в самом раннем возрасте.

Из вышеприведенных примеров совершенно понятно, что мнения о том, каким должно быть начальное образование детей, иногда прямо противоположны. В разных странах национальные системы образования построены по совершенно различным принципам, однако практически все едины в одном: очень многие дети после окончания школы испытывают к ней отвращение. Наверное, каждый из нас в своей жизни хоть раз сталкивался с этим, если не в своей семье, то в семьях своих знакомых. Я знаю семью, где оба родителя имеют докторскую степень, а их семнадцатилетний сын (кстати, замечательный мальчик!) после девятого класса стал работать в небольшой фирме по ремонту компьютеров. Он учит взрослых тетенек и дяденек, как работать с ПК, и делает это, можно сказать, гениально. Пока он и не думает о том, чтобы продолжать свое образование, хотя у него есть все задатки прекрасного математика.

Почему же так происходит, в чем же заключается проблема? Наверное, в том, что в каждой из систем образования слишком много противоречий. Одним из наиболее распространенных противоречий является несоответствие методов развития, обучения ребенка и способов познания им окружающего мира. Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий мир целостно, посредством чувства, интуиции и образного мышления, т. е. оба его полушария работают как правое взрослого человека. Маленький ребенок — это не взрослый, следовательно, и способы его развития и обучения должны соответствовать познавательным процессам ребенка — только так можно сохранить его врожденную интуицию, которая для Индиго очень важна.

В основном все программы развития и начального обучения ребенка ориентированы на логическое мышление, а оно у него еще не развито, в основном, он тс ).ько чувствует. Однако к нему предъявляют требования, как ко взрослому, только в «меньшем масштабе». Вследствие этого ребенок в случае неудачи теряет интерес к обучению. Развиваются скрытые и явные комплексы, подавляется интуиция.

Ребенок воспринимает мир через чувство. Поэтому в начале любого задания, игры, требующей мыслительного процесса, у него сначала должна возникнуть яркая положительная эмоция, а затем уже он будет думать, как и что ему делать. Все задания, которые взрослые дают ребенку, должны опираться на его образное мышление, чувство и интуицию. Любому ребенку легче постигать науку логического мышления в своем привычном мире фантазий и сказок.

Практически во всех прежних программах для дошкольников в нашей стране нравственное воспитание подано в виде методических рекомендаций воспитателю: он должен развить в ребенке эмоциональную отзывчивость, гуманность и обучить его основным правилам и нормам поведения. В них нет детальной разработки нравственного воспитания, оно оставлено на усмотрение педагога или методиста. Часто перед воспитателем ставят такие задачи: развивать у ребенка способность сдерживать себя и выражать чувства гнева, страха, злости в социально приемлемой форме, т. е. не толкаться, не драться, не кричать и т. д. Но ведь маленькому ребенку присуще именно такое выражение своих чувств и отношений!

А рекомендации данного «руководства» ориентируют педагога пресекать действия ребенка, а не искать способы влияния на его душу, чтобы он понимал, что злость и гнев — это не самый достойный способ проявления своих чувств. Именно в этом возрасте ребенок впитывает в себя все как губка: и добро, и зло. Здесь очень важно, чтобы он смог получить доступ ко всем сферам духовного опыта. Нужно суметь пробудить сознание ребенка и научить его искать источник силы в собственной душе.

Внутренний мир любого ребенка —это мир сказки, гармонии и красоты, здесь воображаемое не противоречит реальности. В этом мире все является новым, загадочным и таинственным. Маленький ребенок может очень глубоко и тонко чувствовать душевное состояние человека.

Между внутренним высокохудожественным миром ребенка и формой и методами его обучения, воспитания, развития также стоит огромная пропасть. Взрослые очень быстро утрачивают способность разговаривать с ним на языке его внутреннего мира, который очень близок к живому, яркому и образному фольклорному языку сказок. Фольклор любой страны — это родовая память, передаваемая из поколения в поколение, образ и уклад жизни, культура народа, в основе которых лежат наблюдения за природными явлениями, их циклами.

Все это формирует у ребенка правильное представление о мире и мироздании. К.Д. Ушинский писал, что в сказках многое «понимается только чувством и не может быть объяснено умом (...). Фольклорный образ сливает в одно целое представление, нарождающееся понятие, эмоцию, моральное отношение, устремленность к поступку, языковую выразительность с обычаем и нормой национальной культуры». Поэтому, когда ребенку рассказывают сказки, в нем рождается чувство сопереживания, и через свое отношение к героям малыш учится состраданию и правильным оценкам происходящего.

Теперь относительно вопроса: следует ли учить ребенка читать? Подумайте сами. Наш мир развивается очень стремительно. Если ваш ребенок не научился читать до школы, то ему, скорее всего, придется скучать на уроках — ведь сегодня большинство родителей стараются подготовить своего ребенка к школе заранее.

Исходя из новейших разработок и методик начального обучения, учить чтению ребенка нужно в соответствии с правополушарными механизмами познавательных процессов, что дает возможность ребенку строить свою модель мира и более активно взаимодействовать с ним, при этом врожденный творческий потенциал Индиго никогда не пострадает.

В качестве более наглядного примера построения процесса нравственного воспитания и обучения детей в дошкольном возрасте родителям можно порекомендовать познакомиться с авторской программой «Читайка», разработанной группой специалистов лаборатории «Одаренные дети» Коми республиканского института образования и подготовки кадров (М.: Рипол-классик, 1999)
Источник:
21 апр 2010, 14:13
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.