Последние новости
09 дек 2016, 10:42
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 8 декабря 2016 года...
Поиск



Навыки. Умения. Знания

Навыки. Умения. Знания В готовности к усвоению школьной программы решающее значение имеет то, насколько развита у вашего ребенка познавательная деятельность и интерес к ней. Для многих родителей желание ребенка идти в школу уже является достаточным поводом для того, чтобы они считали своего ребенка готовым к школе. Хорошо, конечно, если у ребенка сформировано общее 'положительное отношение к школе, ему хочется стать учеником, и его волнуют новые права и обязанности. Помимо этого надо еще, чтобы ребенка привлекло само содержание получаемых в школе знаний, интересовало то новое, с чем он знакомится на уроках, чтобы ему был радостен сам процесс познания.

Устойчивые познавательные интересы складываются постепенно, в течение длительного времени. Такие интересы не могут возникнуть сразу, как только ребенок пришел в школу, если раньше его воспитанию не уделяли достаточного внимания. В школе предъявляются особенно высокие требования к мышлению ребенка. Он должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.

Опыт педагогов и исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков, а те, у которых наблюдается интеллектуальная пассивность, отсутствуют желание и привычка думать и решать задачи. Такое отношение появляется, если задания и уроки прямо не связаны с какой-либо интересующей ребенка игровой или житейской ситуацией. Так, один первоклассник никак не мог ответить на вопрос, сколько будет, если к двум прибавить один. Он отвечал то «пять», то «четыре», а то и «десять». Но когда перед ним поставили чисто практическую задачу: «Сколько у тебя будет денег, если папа дал тебе один рубль и мама два рубля? » — мальчик, почти не задумываясь, ответил: «Конечно же, три!».

Когда речь идет об уровне развития познавательной деятельности, который может быть достигнут детьми к концу дошкольного возраста и который достаточен для успешного обучения в начальной школе, то надо иметь в виду следующее. Важно, чтобы ребенок не только мог произвольно управлять этой деятельностью, но и обладал определенными качествами восприятия и мышления. Если вы будете систематически заниматься с ребенком, воспитывать его ум, побуждая к поиску, размышлениям, то вы можете быть уверены: основа познавательных интересов вами будет заложена. Разумеется, что и с приходом ребенка в школу вы постараетесь всеми силами укреплять и поддерживать его интеллектуальную активность.

Все мы знаем, что учиться бывает порой неинтересно и просто неувлекательно. В обучении (как и в любом деле) есть скучные, но обязательные моменты. Поэтому ребенку необходимо развивать произвольное внимание и произвольную память.

Ребенок, идя в школу, должен уметь планомерно обследовать предметы, явления, выделять их разнообразные свойства. Будущему школьнику необходимо владеть достаточно полным, точным и расчлененным восприятием, так как обучение в начальной школе в значительной мере основано на выполняемой под руководством учителя самостоятельной работе детей с различным материалом. В процессе такой работы происходит выделение существенных свойств вещей.

Практически в первые дни пребывания в школе ребенок получает указания, которые просто невозможно выполнить без понимания и учета пространственных признаков вещей. Хорошая ориентировка ребенка в пространстве и времени также имеет значение. Так, например, учитель просит провести линию «наискось от левого верхнего к правому нижнему углу» или «прямо вниз по правой стороне клетки» и т. д. Представление, что такое время, его чувство, умение определить, сколько его прошло — важное условие организованной работы ученика в классе, выполнения задания в определенный срок.

Особое место в психологической готовности детей к школе занимает овладение некоторыми специальными знаниями и навыками — грамотой, счетом, решением арифметических задач. В принципе, начальная школа рассчитана на детей, не получивших специальной подготовки, и начинает обучать их грамоте и математике с самого начала, поэтому нельзя считать соответствующие знания и навыки обязательной составной частью готовности ребенка к школьному обучению. Однако значительная часть детей, поступающих в первый класс, умеет уже читать, а счетом в той ли иной мере владеют почти все дети. Овладение грамотой и элементами математики в дошкольном возрасте может влиять на успешность всего дальнейшего школьного обучения. Положительное значение имеет наличие у детей общих представлений о звуковой стороне речи и ее отличии от содержательной стороны, о количественных отношениях вещей и их отличии от предметного значения этих вещей. Все это поможет ребенку учиться в школе и усвоить понятия числа и некоторые другие первоначальные математические понятия.

Подготовка ребенка к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребенку, поступающему в первый класс, необходим известный запас знаний об окружающем мире — о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и других явлениях общественной жизни, о том, «что такое хорошо и что такое плохо», то есть о моральных нормах поведения. Но важен не столько объем этих знаний, сколько их качество: насколько они правильны, четки, какова степень обобщенности сложившихся в дошкольном возрасте представлений.

Еще одним важным моментом психического развития, определяющим готовность ребенка к школьному обучению, является развитие его речи — овладение умением связно, последовательно, понятно для окружающих описать предмет, картинку, событие, объяснить то или иное явление, правило. Образное мышление старшего дошкольника дает достаточно богатые возможности для усвоения обобщенных знаний, а при хорошо организованном обучении дети овладевают представлениями, отображающими существенные закономерности явлений, относящихся к разным областям действительности.

В период от 5 до 7 лет словарный актив ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем уже много образных слов и выражений, устойчивых словосочетаний, например: «ни свет ни заря», «на скорую руку» и т. д.

Ребенок усваивает грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом, развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка и его успешного обучения в школе.

Знания, которые дети получают в школе, носят более систематизированный и последовательный характер. Если до недавнего времени обучение ребенка представляло собой лишь подготовительную ступень к систематическому усвоению основ наук, то теперь такое усвоение начинается с первого класса. Все эти особенности условий жизни и деятельности школьника предъявляют высокие требования к разным сторонам его личности, его психическим качествам, знаниям и умениям.
21 апр 2010, 14:13
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.