Последние новости
03 дек 2016, 15:27
Украинские силовики стягивают минометы, танки и реактивные системы залпового огня (РСЗО)...
Поиск



» » » Отношения с родителями


Отношения с родителями

Отношения с родителямиДевочка-подросток переживает второй период борьбы с собственной матерью (первый — Эдипов комплекс или комплекс Электры в возрасте 4—5 лет — не у всех ярко выражен). Если до этого мама была гордостью, эталоном женственности и примером для подражания, то теперь девочка критически относится к ее советам, старается отличаться от нее, стремится иначе одеваться, причесываться и порой даже сама делает маме замечания по поводу ее манеры одеваться и пользоваться косметикой. Разумная мама не станет возмущаться или высмеивать новоявленного специалиста-стилиста. Относитесь к ее поведению снисходительно, ведь девочка ищет! себя, работает над своей индивидуальностью и действует при этом самостоятельно, методом проб и ошибок. Не следует навязывать девочке свое мнение, иногда даже бывает полезно! прислушаться к ее советам и изменить что-то в своей внешно-j сти, чтобы не выглядеть в глазах молодого поколения архач ичной или старомодной.

Очень важно сохранить связь и доверительные отношения между матерью и дочерью. Ведь когда девочка столкнется с настоящей жизненной проблемой или опасностью (а они
в этом возрасте поджидают ее на каждом шагу), первым человеком, к которому она обратится за помощью или советом должна быть мама с ее любовью и жизненным опытом. Не надо опасаться, что мать перестанет быть для девочки безусловным авторитетом, если пойдет у нее на поводу. Если вы сможете стать для вашей дочери лучшей подругой, ваш авторитет не только не рухнет, но даже повысится.

Обычно отец подвергается меньшим нападкам со стороны дочери-подростка, чем мать. Иногда, отдалившись по тем или иным причинам от матери, девочка ищет контактов со вторым родителем, и отношения с отцом становятся более близкими, чем раньше. Этому также способствует то, что для девочки отец является эталоном мужчины.

В подростковом возрасте девочка испытывает возрастающий интерес к противоположному полу. У кого, как не у отца, ей искать ответов на ее многочисленные вопросы, касающиеся мальчиков. Что они думают, что они чувствуют, почему ведут себя так, а не иначе — иногда девочка задает эти вопросы прямо, но чаще предпочитает расспрашивать папу о его детстве и подростковом возрасте и потом уж сама делает выводы.

Кроме того, именно в этот период девочка может похвастаться определенными успехами в учебе и в жизни. Она хочет, чтобы отец гордился ее достижениями, одобрял ее поступки и по достоинству оценил изменения, которые произошли с ней в этот период.

Но иногда между отцом и дочерью-подростком возникает отчуждение. Большая часть вины за это лежит на отце. Излишняя критичность и требовательность к дочери, скупость на похвалу, отсутствие такта, упорное нежелание видеть в ней формирующуюся женщину и почти самостоятельную личность или боязнь того, что она слишком быстро становится взрослой, могут оттолкнуть девочку от отца и лишить ее поддержки и возможности обратиться за советом к родному человеку, сильному мужчине, столь необходимому ей в этот сложный период ее жизни.

Отношения со сверстниками

Почти все дети в переходном возрасте учиться не любят, но, как правило, в школу ходят охотно. Учебная деятельность  отступает на второй план, даже у девочек, хотя они обычно более прилежны в учебе. Что же привлекает их в школе? В этот период центр жизни переносится из учебной деятельности в сферу общения. Как говорит известный детский психолог Л. Ф. Обухова, главное происходит на переменках. Туда выплескивается все самое сокровенное, сверхсрочное, неотложное. Подросткам нравится посвящать друзей в свои новые идеи, хвастаться перед ними своими приобретениями, демонстрировать успехи, при этом они надеются получить в ответ одобрение и похвалу. Их отношения строятся на кодексе товарищества, полного доверия и стремлении к абсолютному взаимопониманию.

Исследования Л. Н. Тимощенко показали, что у большинства девушек (около 80%) была «подруга сердца», которой «поверялось все-все», и многие из опрошенных (70%) ответили: «Дружим с первого класса и по сей день», «Дружим с четырех лет и до сих пор».

Некоторые девушки, отмечают, что хоть и появились у них новые подруги, но «старая» дружба не прерывалась.

В своем общении девочки-подростки отличаются высокой доверительностью. При этом ориентация на словесное общение у них больше, чем на совместную деятельность, и выражена она ярче, чем у мальчиков.

В этом периоде дети испытывают потребность в объединении в возрастные группы. Поначалу это бывают группы одного пола. Девочки начинают ходить стайками примерно в 11-12 лет. В ходе интенсивного полового созревания наблюдается определенное напряжение в организме, которое нуждается в разрядке. И нередко эта разрядка, по словам академика РАО. доктора мед.наук Д. В. Колесова, происходит неспецифическим способом: путем одной из наиболее известных разрядоч-ных реакций — смеха (смеха «без причин», но всегда — в ситуации общения со сверстниками своего или другого пола). Над чем хихикает стайка молоденьких девушек? — Над чем угодно. I Почему? — Потому, что наступил возраст, когда действие половых гормонов интенсивно сенсибилизирует центральную нервную систему. И это возбуждение требует разрядки. Как говорит Д. В. Колесов, ведущая регулярную половую жизнь женщина по любому поводу уже хихикать не будет..

Отношения

С мальчиками своего возраста у девочек в это время мало с мальчиками общего. Это происходит потому, что половое созревание девочек происходит раньше примерно на два года. У подростков разного пола все меньше остается таких видов деятельности, в которых они могут выступать на равных. Это также разъединяет подростков. Кроме того, как показывают в своих исследованиях американские психологи К. Флэйк-Хобсон, Б. Е. Робинсон и П. Скин, появляющееся в результате полового созревания сексуальное влечение девочек-подростков, стимулируя процесс формирования самосознания, вместе с тем вызывает в их душах ощущение тревожности, ожидание чего-то неизвестного и, может быть, не очень радостного, чего надо опасаться.

Дружба со сверстниками и настороженность, а иногда и враждебность в отношениях с матьчиками в этом возрасте не только помогают девочкам усвоить понятие женственности, а мальчикам — мужественности, но и препятствуют ранним сексуальным связям между ними.

Подростковые дружба с представителями своего пола занимает далеко компании не весь подростковый и юношеский возраст. Со временем подростки начинают формировать более многочисленные группы, которые, в свою очередь, могут объединяться в крупные подростковые компании.

Главный социальный смысл существования компании и ее задача — обеспечить переход детей из однополых к разнополым группам, обычно состоящим из старших подростков: юношей и девушек, которые должны лучше узнать друг друга, научиться взаимодействовать, чтобы в дальнейшем выбрать себе достойного партнера и спутника жизни.

Взгляды подростков обычно отличаются от представлений, свойственных миру взрослых. Культивируются особые формы общения, характерные отличия в одежде, прическе. Конечно, все эти внешние проявления и особенности поведения нестойкие и касаются не всех молодых людей. Однако для некоторых из них принадлежность к субкультуре представляет собой важный этап перехода во взрослое состояние. Субкультурой называют культуру относительно мелких групп, характеризующуюся рядом присущих только им особенностей. Субкультура подразумевает, как правило, собственные нормы, нравы и привычки, нередко противоречащие господствующим в обществе.

Американские исследователи показывают, что хотя подростки и стараются все меньше зависеть от групповых мнений и настроений, именно подчинение неписаным законам
группы является своеобразным «членским билетом», подтверждающим принадлежность к ней. Что бы ни решила группа, каждый ее член непременно должен выполнять это решение и делать то и так, что и как делают другие ее члены.

Субкультуры, по словам известного немецкого психиатра X. Ремшмидта, сильно ориентированы на внешние атрибуты, а установки и ценности, как это ни странно, в большинстве случаев совпадают с родительскими. Кроме влияния ровесников, поведение молодых людей определяется средствами массовой информации, которые контролируются взрослыми.
Общаясь со сверстниками, подросток убеждается, что и другим приходится так же нелегко, как и ему. Он охотно принимает сочувствие и поддержку. Никому не хочется оставаться одному, каждый желает внимания, серьезного отношения к себе и признания. Поэтому родители должны рассматривать общение дочери с подругой, другом, со сверстниками как непременное условие развития ее личности на пути к зрелости. Если у ребенка нет друзей, «компаньонов», если он избегает других и его избегают, это тревожный признак.

Известно, что многие подростки не входят ни в какие компании по разным причинам, как зависящим, так и не зависящим от них. Чаще всего, как говорят американские исследователи, это бывает потому, что они сами того не желают, реже потому, что их в эти компании не принимают. Подростки, не входящие в компании, как правило, отличаются-заниженной самооценкой, многие из них страдают от одиночества, у них часто наблюдаются душевные расстройства.

Обычно к таким необщительным подросткам сверстники бывают равнодушны, иногда проявляют агрессивность и даже жестокость. Образуется замкнутый круг, ребенок становится все более необщительным, опасаясь агрессии сверстников, чем провоцирует их на новые выпады в его сторону. Со временем у подростка развивается страх общения, девочкам это мешает найти себе спутника жизни и стать счастливой. Но многие преодолевают этот барьер. Родители должны в такой период помочь своему ребенку утвердить себя в глазах сверстников, научить его преодолевать страх и отстаивать свое достоинство.

Конфликты со сверстниками в этом возрасте часты и неизбежны. У девочек, в отличие от мальчиков, по наблюдениям X. Ремшмидта, даже в ранней юности соперничество
крайне редко связано с успехами в труде или спорте. Конфликтуют преимущественно потому, что соперничают за благосклонность и привязанность юношей, более старших по // возрасту.
21 апр 2010, 13:57
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.