Последние новости
09 дек 2016, 23:07
 Уже вывешивают гирлянды. Готовятся к Новому году. Кто-то украшает живую елку,...
Поиск

» » » Русское искусство XVIII — начала XX в.


Русское искусство XVIII — начала XX в.

Русское искусство XVIII — начала XX в.Огромное значение для развития русского искусства имела эпоха Петра I. Величайший русский царь понимал, что необходимо осваивать передовой опыт Запада, приобретал произведения западноевропейских мастеров, устраивал поездки русских мастеров за границу для учебы, иностранные художники приглашались в Россию для работы и наставничества.

В петровские времена искусство постепенно становится светским, не замыкаясь более только на религиозной культуре. Среди жанров живописи, начиная с петровского времени и на протяжении всего XVIII века, ведущим становится портрет. Основоположниками портретизма были И. Н. Никитин и А. М. Матвеев.

Огромное значение Петр I придавал и развитию зодчества. Наиболее ярким представителем архитектуры был великий зодчий В. В. Растрелли. Он построил Большой Дворец в Царском селе и Зимний Дворец и Петербурге — блестящие образцы стиля барокко.

Элемент художества в петровское время присутствовал во всем, будь то модель корабля или часовой механизм. Любое выпускаемое изделие превращалось в настоящее произведение искусства.

В 1757 году в основывается Петербургская Академия художеств. Это было время мощного расцвета русского искусства нового времени, контакты с европейским культурным миром стали более целенаправленными. Начало деятельности Академии художеств совпало с утверждением классицизма.

 

В архитектуре в этом стиле работали зодчие: В. И. Баженов — автор дома Пашкова в Москве, М. Ф. Казаков — строитель здания Сената в Московском Кремле и других многочисленных зданий Москвы, И. Е. Старов, по проекту которого построен Таврический Дворец в Петербурге, Ч. Камерон — создатель великолепного дворца и садово-паркового ансамбля в Павловске под Петербургом.
Развивается и скульптура благодаря творчеству Ф. Г. Гордеева, И. П. Мартоса, М. И. Козловского, Ф. Ф. Щедрина.

 

Редчайшим талантом обладал выдающийся русский скульптор-портретист Федот Иванович Шубин. Он был сыном холмогорского помора, земляком М. В. Ломоносова, с малых лет познал тяжесть крестьянского труда и опасности рыбацкого промысла.

 

В семье Шубиных издавна занимались резьбой по кости, и юный Федот вместе с опытными резчиками работал над поделками из моржовой кости и перламутра. В 19 лет, по примеру своего знаменитого земляка, он приезжает в Петербург. Его талант оценили, и он получил возможность учиться в скульптурном классе Академии художеств.

 

Далее он работал под руководством лучших французских скульпторов, изучал памятники античности и эпохи Возрождения в Риме. Все это приобщило Шубина к высшим достижениям мировой художественной культуры, но не прервало его духовную связь с народным творчеством.

 

Шубин вошел в историю как создатель реалистичных портретных образов, в которых он передавал индивидуальное своеобразие личности, полноту ее душевных переживаний.


В XVIII столетии русское искусство достигает зрелости, оно наполняется творческими индивидуальностями. Например, художественная стилистика двух крупнейших мастеров Ф. С. Рокотова и Д. Г. Левицкого во многом различна. Живопись Левицкого исполнена блеском, упоением зримой красотой материального мира, увлекает жизненной полнокровностью, поразительным разнообразием воссоздаваемых человеческих типов, богатством эмоций.

 

Рокотов предстает мастером интимной характеристики, проявляющейся в нюансах и оттенках выражения лиц, таинственно мерцающих из сумрака живописных фонов.


С наступлением XIX века в русском искусстве рождается новый стиль — романтизм, его основоположником стал О. А. Кипренский. А. Г. Венецианов становится родоначальником русского бытового жанpa.

 

Он изображает крестьянскую жизнь, лирику русской природы. В это время были созданы такие монументальные творения, как «Последний день Помпеи» К. П. Брюллова и «Явление Христа народу» А. А. Иванова. Возрастает роль портрета (его творят В. Г. Перов, И. Н. Крамской, Н. А. Ярошенко) и пейзажа (А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, А. К. Куинджи, В. Д. Поленов).

 

В конце XIX столетия достигает вершин реализм в творчестве И. Е. Репина («Крестный ход в Курской губернии», «Арест пропагандиста», «Не ждали»), и В. И. Сурикова («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова»).

 

Рядом с ними уже выступают художники нового поколения — В. А. Серов, М. А. Врубель, К. А. Коровин, В. М. Васнецов, М. В. Нестеров.

21 апр 2010, 13:57
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.