Последние новости
08 дек 2016, 15:25
Синоптики обещают непогоду в Ростовской области сегодня, 8 декабря, и завтра, 9 декабря....
Поиск

» » » Биография Леонардо да Винчи


Биография Леонардо да Винчи

Биография Леонардо да ВинчиЛеонардо да Винчи - идеал ренессансного «универсального человека». Он один из величайших представителей итальянского искусства эпохи Возрождения, живописец, скульптор, музыкант, поэт, архитектор и ученый.


Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, Леонардо да Винчи создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения. Гуманистический идеал женской красоты особенно ярко воплощен в знаменитом портрете Моны Лизы.

 

Деятельность Леонардо да Винчи как ученого и инженера отмечена многочисленными открытиями, проектами, экспериментальными исследованиями в области математики, естественных наук, механики. Великий итальянец обладал поразительным техническим предвидением. Его проекты, которые не могли быть реализованы из-за отсутствия соответствующей технологической базы, намного опередили свое время.

 

Леонардо да Винчи родился вселении Анкиано около городка Винчи между Флоренцией и Пизой. Дневник деда Леонардо, Антонио да Винчи, содержит следующую запись: «1452 года родился у меня внук от сера Пьеро, моего сына, 15 апреля, в субботу, в 3-м часу ночи. Получил имя Леонардо. Крестил его священник Пьеро Де Бартоломеи да Винчи». Так как счет ночных часов велся от захода солнца, то время рождения приходится примерно на 22 часа 30 минут.

 

Леонардо был внебрачным сыном нотариуса Пьеро да Винчи. О матери его, Катерине, мало что известно.

 

Двадцатипятилетний отец в год рождения сына женился на Альбиере Амадори. Детские годы Леонардо провел со своей бабушкой Лучией и дядей Франческо.

 

В 1466 году Леонардо был отдан в обучение к известному флорентийскому живописцу и скульптору Андреа Вероккьо. В эти годы вырабатывается творческий метод будущего мастера, основанный на внимательном изучении природы, смелом эксперименте и серьезных познаниях в области точных наук. Живопись Леонардо называл «наукою и законной дочерью природы...», всем наукам предпочитая математику, ибо, говорил он, — «нет достоверности там, где нельзя применить одну из математических наук...»

 

Леонардо вылепил в мастерской Вероккьо несколько женских и детских головок. Художник, архитектор и историк искусства Джорджо Вазари отмечает одну особенность этих его первых опытов: женские головки были смеющиеся. Леонардо уже тогда искал тайну изображения улыбки.

 

В 1472 году Леонардо окончил обучение у Вероккьои был записан в цех флорентийских художников. Его интересы уже тогда не ограничивались живописью. По словам Вазари, «он был первым, кто еще юнцом поставил вопрос о том, как использовать реку Арно, чтобы соединить каналом Пизу и Флоренцию».

 

Одна из первых самостоятельных работ молодого художника — «Мадонна с цветком», или — «Мадонна Бенуа» (около 1478). Это произведение поражает оригинальностью замысла и совершенством исполнения.

 

Летом 1481 года художник получае/г заказ на алтарный образ «Поклонение волхвов» для монастыря Сан Донато.

 

К тому времени Леонардо был красив собой, прекрасно сложен, обладал огромною физической силой, был сведущ в рыцарских искусствах, верховой езде, танцах, фехтовании. Интересно, что к герцогу Сфорцаон отправляется как музыкант!

 

' Анонимный биограф пишет: «Ему было 30 лет, когда Лоренцо Великолепный отправил его к герцогу Милана... дав с собой лиру, ибо он единственный умел играть на подобном инструменте».

 

Герцог быстро разобрался в талантах Леонардо и дал ему задание исполнить конный памятник основателю династии Сфорца. Однако, несмотря на двенадцать лет, затраченных Леонардо на разработку проекта, эта монументальная бронзовая статуя так и не была отлита. В Виндзорском замке сохранилось несколько превосходных подготовительных набросков для этого монумента.

 

Семнадцать лет, проведенных в Милане (1482—1499), — период высшего расцвета гения Леонардо. На службе у миланского герцога Л о-довико Моро он числился как «...Леонардо из Флоренции — инженер и художник...»

 

Начало его деятельности в Милане было явно удачным. По контракту от 25 апреля 1483 года ему вместе с братьями Амброджо де Предис доверили исполнение роскошной иконы, предназначенной для алтаря капеллы Непорочного Зачатия церкви Сан-Франческо Гранде.

 

Затем Леонардо работает больше как инженер. Герцог поручил ему наблюдение за реконструкцией системы водопровода и канализации. «Он делал, — отмечал Вазари, — рисунки мельниц, сукновальных машин и приборов, которые можно было пускать в ход силою воды». Промышленная техника не была единственной областью, отрывавшей внимание Леонардо от искусства. Ему приходилось заниматься и вопросами военной техники и военно-инженерного искусства. В качестве архитектора он построил немало зданий в Милане, а также оставил после себя много невоплощенных архитектурных проектов и чертежей. Чрезвычайно смелым был его план поднятия древнего баптистерия Св. Джо-ванни во Флоренции с целью приподнять фундамент под ним и таким образом придать этому зданию более величественный вид.

 

Тогда же Леонардо увлекся анатомией. Он познакомился с известным ученым-анатомом Марко АнтониоделлаТорре и сделал несколько иллюстраций к его анатомическому атласу. Его карандашные рисунки потрясают точностью передачи мельчайших деталей человеческого тела.

 

В 1485 году художник завершает картину «Мадонна Л итта», создав один из наиболее поэтических образов ренессансного искусства. Между 1483—1494 годами Леонардо написал одну из своих наиболее прославленных картин «Мадонну в гроте». Здесь окончательно преодолеваются изживавшие себя традиции XV века. Детали утрачивают самостоятельное значение, исчезла былая жесткость, художественный язык приобрел несоизмеримо большую обобщенность. Спокойная, уравновешенная композиция достроена по принципу «классической» пирамиды, вершина которой совпадаете головой Мадонны: нижние углы этой пирамиды образованы фигурами опустившегося на правое колено юного Крестителя и ангела, придерживающего младенца Христа.

 

Фигуры Леонардо обрабатывает при помощи тончайшей светотени, преодолевая тем самым столь типичную для стиля XV века графическую жесткость. Совершенно оригинально задуман у Леонардо и пейзаж. Пожалуй, впервые в искусстве XV века фигуры располагаются не перед пейзажем, а в пейзаже. Несмотря на огромную точность в передаче его деталей, в целом пейзаж воспринимается как нечто единое.

 

Так проходит время до 1496 года,, когда Леонардо начинает работу над своим наиболее крупным произведением — фреской «Тайная вечеря» в монастыре Санта Мария делле Грацие. Тема «Тайной вечери» ярка, открыта и отличается простотой. Так и восприняли фреску ее первые зрители.

 

В начале 1500 года Леонардо покинул Милан и возвратился во Флоренцию. Здесь он продолжает свои научные занятия, живописью же занимается мало. Единственно, что мастер написал в эти первые годы после своего возвращения во Флоренцию, были ныне утраченные Мадонна и картон св. Анны.

 

Не имея крупных заказов во Флоренции, Леонардо был принужден поступить на службу к Чезаре Борджа. Но полная тревог жизнь у хищного и коварного Чезаре Борджа, использовавшего Леонардо лишь как военного инженера, не удовлетворяла мастера, искавшего более широкое поле деятельности. Поэтому 5 марта 1503 года он возвращается во Флоренцию, где его услуги понадобились гонфалоньеру Содерини в борьбе республики с Пизой. И в этот свой флорентийский приезд Леонардо сочетает занятия живописью с серьезными научными работами.

 

Первой крупной художественной работой Леонардо во Флоренции была роспись в зале Большого Совета в Палаццо Веккио. В качестве сюжета Леонардо избрал битву при Ангиари, закончившуюся победой флорентийцев над ломбардскими войсками.

 

Это произведение Леонардо стоит у истоков батального жанра в искусстве нового времени. В полной драматизма и динамики композиции, эпизоде битвы за знамя, дан момент высшего напряжения сил сражающихся, раскрыта жестокая правда войны.

 

Около 1503 года Леонардо выполнил портрет Моны Лизы, супруги богатого флорентийца Франческо Джокондо.

 

По словам Вазари, художник «приглашал, во время позирования Моны Лизы, людей, игравших на лире и певших,- и постоянно держал шутов, призванных развлекать ее, чтобы этим способом устранить меланхоличность, свойственную обыкновенно живописным портретам. С помощью таких мер Леонардо стремился вызвать на лице своей модели ту улыбку, которую он и запечатлел в своем произведении».

 

Весной 1506 годаЛеонардоуезжаетвМилан,гдеснебольшимиперерывами остается до 1513 года. Он по-прежнему интересуется научными проблемами, совмещая занятия наукой с деятельностью художника. В 1508— 1512 годах Леонардо работал надпамятником маршалу Тривульцио.

 

 

Во время пребывания во Флоренции в 1510 году мастер пишет «Святую Анну с Марией и младенцем Христом». Внутреннее излучение, непостижимая гармония спокойного достоинства и оживленной мимики и поз персонажей создают неповторимое очарование картины.

 

В 1513 году Леонардо вызвал в Рим его покровитель Джулио Медичи, и он оставался там до 1517 года. После этого художник отправился во Францию по приглашению короля Франциска Г. Там он жил в королевском замке в Клу, неподалеку от города Амбуаза, где и умер 2 мая 1519 года.

 

В это время Леонардо особое внимание уделял механике и рисунку. Именнов Клу он составил основусвоеготрактатаоживописи. «Трактато живописи», оказавший огромное влияние на теорию искусства, подготовил после смерти Леонардо его ученик Ф. Мельци, из отрывков и во многом произвольно извлеченных из контекста записок великого итальянца.

 

Важнейшим источником для изучения воззрений да Винчи служат его записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов), написанные на разговорном итальянском языке.

 

Да Винчи был ярким представителем нового, основанного на эксперименте естествознания.

 

Особое внимание Леонардо уделял механике, называя ее «раем математических наук» и видя в ней ключ к тайнам мироздания
21 апр 2010, 13:57
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.