Последние новости
07 дек 2016, 23:23
Чтобы остановить кровопролитие в Алеппо, нужно проявить здравый смысл, сказал...
Поиск

» » » Методологический поиск


Методологический поиск

Методологический поискЧто же может способствовать преображению учителя? Только стратегия длительного марша, на котором должно про­изойти становление особого типа мышления. Начало его - в институтских аудиториях, где вместо бесконечного увеличения «суммы знаний, умений и навыков», в соответствии с классической моделью формирования исполнительского мышления, будущий учитель получит знания о способах производства пе­редового опыта. Вооруженный философскими представления­ми о действительной роли образования в жизни человека и о своем месте в этой деятельности, он сам станет творцом но­вого, а не дрессированной обезьянкой, тщательно копирую­щей полюбившиеся ей жесты.


В этом убеждает нас анализ опыта педагогов-мастеров, известных разработкой передовых технологий. Внешние проявления их мастерства - именно то, что и подлежит бесплодному копированию в институтах усовершенствования учителей, - органически опосредованы содержательной стороной, творческим переосмыслением программного материала. Не­смотря на запреты, скорее даже невольно, они создали альтер­нативную официальной методологию подхода, прежде всего, к содержанию своих предметов. Подтверждение тому - своеобразный меморандум педагогов-новаторов, опубликованный еще в 1986 г. Каждое из его 18 положений опровергает традиционную методологию педагогики подавления личности.


В этой связи возникает необходимость введения в терминологический аппарат педагогической науки и в подготовку учителя понятия «методологический поиск». В общих чертах оно предполагает развитие ответственного, самостоятельного и научно обоснованного педагогического мышления. Становле­ние такого тина мышления возможно при обучении студентов умениям поиска методологических ориентиров, определяющих особую философию и специфический менталитет передовых педагогов. В противном случае, при отсутствии учебников антитоталитарной педагогики, сохраняется опасность возрождения педагогики оболванивания и подавления личности. При этом все внешние ухищрения «распространения и внедрения» передового опыта работают вхолостую, что выводит учителя в замкнутый круг авторитаризма и диктата.


С другой стороны, утрата «единственно верной» философской опоры и отсутствие фундаментальных разработок по теории личности в современной отечественной философии при водят авторов многих «новаторских» программ на интуитивный, дилетантский уровень поиска «путей совершенствования» практически всех учебных предметов, в том числе педагогических. Возник диковинный феномен расцвета «технологий» педагогического шарлатанства и авантюризма. Наш опыт преподавания курса «Педагогика личности» в Воронежском пединституте свидетельствует о том, что заложенное в его основу развитие у студентов умений методологического поиска на базе философских ориентиров нового педагогического мышления, определяющих личность человека выше любых ценностей, способствует их становлению как самостоятельных и творческих педагогов.

Лишенный жандармских orраничений, ведущим компонентом педагогической деятельности становится поиск на уровне методологии, при котором выбор и производство методик определяются внутренней позицией будущего учителя, а не набором механически заученный внешних действий.

Источник:
20 апр 2010, 16:44
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.