Последние новости
06 дек 2016, 22:35
Сегодня, 6 декабря 2016 года, в районе между деревней Богословка и посёлком Черёмушки в...
Поиск

» » » Гносеология личностных систем


Гносеология личностных систем

Гносеология личностных системОбщая логика нового педагогического мышления приводит нас к необходимости новой организации взаимодействия между педагогической наукой и школьной практикой. Прежде всего это касается реорганизации аппарата педагогических иследований. Традиционно он мало чем отличается от аппарат других наук. В частности, под цель, предполагающую «преобразования педагогической действительности», задается планируемый результат, для достижения которого подгоняется весь аппарат: задачи, конкретизирующие то, что предстоит сделать, объект и предмет исследования, гипотеза, описывающая предполагаемые изменения, методы, которыми следует добиваться результата и, конечно же, венчает всю постройку его величество эксперимент, на основании результатов которого, бесспорно и однозначно, подтверждается правильность выбранной цели и эффективность гипотезы.


Огромное количество диссертаций и монографий по педагогике используют этот аппарат. Но! Вряд ли и одна тысячная доля процента этих исследований, проведенных по данной схеме, нашла практическое воплощение в школе. Происходит это потому, что важнейшая часть этих исследований - эксперимент - в педагогике имеет не просто специфический, а чрезвычайно специфический характер. Со времен Гераклита человечество обогатилось непреложной истиной: нельзя войти дважды в одну реку. Относительно педагогики подтверждают ее и современные ученые: «ни ребенок, ни взрослый не могут дважды совершенно одинаково осуществить одно и то же движение, произнести одно и то же слово. Каждая реализация - как отпечаток пальца» .


И, тем не менее, результаты экспериментов, необходимых для защиты диссертаций, на организацию которых брошены силы не только диссертантов, но и РОНО, администрации школ, целых регионов (в зависимости от ранга эксперимента­тора), становятся основой для «широкого внедрения в прак­тику». Порочность такого «взаимодействия» науки и практики очевидна. При этом бесполезно ссылаться на некие условия, тормозящие реализацию научных результатов. В школе усло­вие эффективности научных иследований одно: их необходимость должна быть осознана и выстрадана самими учителями нa основании собственного анализа той педагогической дейст­вительности, в которой они живут. Только при соблюдении этого условия возможно привлечение ученых, как консультан­тов. Никакой опыт «со стороны» в школе не приживается.


В чем же тогда задача педагогической науки, если каждый учитель, как уже было сказано в начале этой главы, обречен не только на методический, но и на методологический поиск? Скорее всего, в том, чтобы научить учителя этот поиск вести, прежде всего - определив его основные направления. Научить творчеству на базе нового педагогического мышления. Именно этому посвящены последующие главы нашего учебника. Здесь не даются указания и готовые рецепты действий педагога, но определяются возможности образования новых представлений о смысле и особенностях педагогической деятельности, о реализации принципов нового педагогического мышления в практике многоукладной разноуровневой школы, совместном поиске и создании условий для успешного становления творческой личности, о негативных и позитивных проявлениях коллективистского воспитания, об особенностях становления политической и нравственной культуры личности.


Эти базовые знания обеспечивают выход в практическую деятельность учителя посредством раздела «Педагоги­ческая технология». Его отличие от существующих программ учебников по основам педмастерства в том, что он ориенти­рован не только на образование внешней, деятельностной сто­роны работы педагога: педагогическую технику, взаимодействие, управленческие качества, но и, в первую очередь, на образование содержательного компонента педагогического мастерства как системы знаний и действий по моделированию, диагностике и прогнозированию педагогического процесса с позиций ненасильственного развития личности учащихся. 
Какие же направления научного поиска сегодня можно звать приоритетными для педагогической науки? Большую часть мы подробно рассмотрим в последующих главах, обозначив здесь на уровне знакомства:


- личностно ориентированный подход с приоритетом воспитания личностных функций сознания, учета социального опыта и индивидуальных психофизиологических особенностей над любой образовательной и воспитательной деятельностью;
- разработка программ двух типов учебной работы: оптимального получения конкретных знаний о фактах и понятиях, умений, образующих основу любой деятельности и программ универсальных способов мышления, деятельности, приемов конструирования проектирования, исследования;


- исследования базового компонента образования как основы реальной дифференциации обучения с учетом индивидуальных и специальных интересов;
- разработка проблемно-циклового подхода как комплексной, стержневой идеи, объединяющей несколько родственных предметов в цикл, решение проблем которого происходит в совместной поисковой деятельности учащихся с несколькими учителями.

Источник:
20 апр 2010, 16:44
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.