Последние новости
02 дек 2016, 22:57
Президент США Барак Обама подпишет закон о 10-летнем продлении санкций против Ирана,...
Поиск



» » » Идеология воспитания личности


Идеология воспитания личности

Идеология воспитания личностиВ данном случае идеология может быть рассмотрена как своеобразная система педагогических взглядов и идей, отражающих гуманистическую направленность отношений между государством и школой, учителями и учащимися. Такой подход принципиально меняет сложившиеся связи: управленческие, коммуникативные, гностические, прогностические и т.п.
В целом идеология нового педагогического мышления обеспечивается новыми философскими подходами. Но, имея в виду традиционные идеологические отношения, сложившиеся в нашей стране между государством, как тоталитарной формой власти, и школой, как исполнителем соответственных rocударственных заказов, имеет смысл конкретизировать предполагаемые изменения.


Преодоление кризиса образовательной политики государства имеет два вектора: изменения сверху и снизу. В первом случае уже предпринят ряд попыток, носящих отчасти инновационные черты прежних отношений. Эта деталь привносит определенные противоречия в процесс реализации новшеств, что способствует их торможению. Об этом уже было доста­точно сказано. С другой стороны, попытки самодеятельного изменения образовательной ситуации снизу в большинстве случаев не имеют должного научного, прежде всего - мето­дологического обеспечения. Так, система переподготовки учителей, отданная в ведение автономно действующих институтов усовершенствования, работает по традиционным программам Российской академии образования, преемницы печально из­вестной АПН СССР.

В таких программах продолжают сохраняться, хоть и в камуфлированном виде, практически все идеологические установки прежних лет: ориентация школы на выполнение государственного заказа, воспитательная концеп­ция, сугубо деятельностный подход и т. д. Сложилась парадоксальная ситуация: государство все в большей степени снимает с себя диктаторские функции, а школа упорно продолжает цепляться за право быть управляемой сверху по всем параметрам - от финансирования до директивных методик. На этом примере особенно явственно проступает взаимосвязь всех трех функций методологии нового педагогического мышления. Конкретный результат - подвижки в практике работы учителя - обеспечиваются реализацией философской функции, проявляющейся в идеологии новых отношений между школой и государством, причем ведущая роль здесь отво­дится школе.


Таким образом, одной из главных идеологических задач становится деидеологизация традиционных отношений между государством и школой. Ее решение - в преодолении прежнего стереотипа учительского мышления, где по инерции сохраняется представление о необходимости тотального огосу­дарствления школы. Методологический поиск учителя в уникальный переходный период от тоталитарной идеологии к демократической приобретает новые идеологические ориентиры. Прежде всего - это переориентация на общечеловеческие, внеклассовые ценности. Важнейшими здесь являются:


- единство человеческого рода, что не допускает в образование идеи классовой и национальной исключительности;
- сохранение совокупного духовного опыта, единый уровень значения для личности различных вероисповеданий, национальной и мировой культуры;
- диалог между различными частями человечества, где применение силы возможно лишь при подавлении очагов явной угрозы возникновения фашистских диктатур;
- единое для всех понимание добра, порядочности, чести, свободы на основе представлений гуманистической этики.


Демократический характер общественных преобразований, происходящих в России, обеспечивает необходимость продвижения к понятию «самоуправляющееся гражданское общество», где человек рассматривается как высшая ценность, самоцель истории. В этом обществе изменяется и государственная идеология по отношению к образованию, система которого становится не государственной, а общественно-государственной.

Источник:
20 апр 2010, 16:44
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.