Последние новости
07 дек 2016, 23:23
Чтобы остановить кровопролитие в Алеппо, нужно проявить здравый смысл, сказал...
Поиск

» » » Структурирования содержания знаний


Структурирования содержания знаний

Структурирования содержания знанийНовые возможности: содержание знаний, расположенных в учебном материале, можно разделить на условные части (структурные компоненты) знаний. Каждый компонент концентрирует внимание преподавателя на новых возможностях изучаемого материала, который можно соотносить с деятельностью личностных структур сознания. Таких частей в содержании может быть столько, сколько их усматривает учитель. Их оптимальное сочетание представляют: эмоционально-ценностный, критический, рефлексивный, творческий и регулирующий. 

Эмоционально-ценностный компонент предполагает представление в содержании такого материала, который способствует проявлению эмоционального отношения к рассматриваемым фактам; положительного отношения к самовыражению; осознанного принятия духовных, культурных ценностей и ориентацией в них; эмпатийных установок; переживания чувства совести, моральной ответственности; потребностей в реализации своего эмоционально-эстетического потенциала; устраняет внутренние препятствия творческим проявлениям обучаемых; демонстрирует возможности использования метафор и аналогий; поддерживает воображение и фантазию; развивает впечатлительность, широту и насыщенность восприятия; создает условия для обнаружения смысла в учебном материале. 


Средства представления: проблемная неоднозначность выдвигаемых ориентиров, демонстрация позитивных и негативных последствий описываемых явлений; антитезное изложение учебного материала.  Критический компонент определяет содержание как основу для осмысления любого факта на предмет его соответствия или несоответствия ценностям и смыслам эпохи открытия, соответствия или несоответствия современным ценностям, исходя из их априорного (дознаниевого) понимания учеником; ориентирует на развитие сильной позиции критичности. 


Средства представления: нелинейное изложение, прерываемое аналогами описаний факта из других эпох; незавершенность и открытость знаний, их неустойчивость и нестабильность; относительная предсказуемость результатов описываемых событий; предоставление возможностей для дополнения логики познания ассоциативными и интуитивными открытиями. Рефлексивный компонент ориентирует на создание ситуаций, когда учебный материал востребует умение осмысливать явление при помощи изучения и сравнения собственных размышлений, сомнений; умение конструировать и удерживать образ своего “Я” в контексте переживаемого события, самостоятельности в принятии решений и ответственности за них. 


Средства представления: формирование установки на осознание внутренних источников, связей, механизмов развития сущностей и смыслов явлений, составляющих предмет изучения посредством деидеологизации всех сторон явления, феноменологических методов понимания, эйдетической редукции и саморазвития точек духовно-личностного измерения. Творческий компонент содержит материал, востребующий: экспертные оценки и условия для перевода обучаемых в позицию экспертов; “обыденные” пояснения студентами собственных, донаучных и интуитивных (априорных) представлений о смысле представляемых явлений, основу для конструирования сосбственных отношений к изучаемому событию.


Средства представления: обращение к тринитарной (тройственной) возможности познания и оценки, позволяющей и учителю, и ученику выйти в пространство сторонней позиции, рассмотреть явление во всей его изменчивости и неоднозначности; ориентация не только на конечный результат, но и на процесс приобретения знаний посредством специально организованного проживания и переживания изучаемого материала; понятие “методика”, как набор жестких предписаний, требующих точного “ритуального” исполнения в образовании и обеспечивающих твердое запоминание и закрытость знаний, уступает место понятию “технология”, как более целостному и мягкому набору ориентиров, допускающих творчество учителя и ученика в познании и способствующих их взаимному развитию.


Регулирующий компонент обуславливает подбор содержания с ориентацией на развитие умений и способностей самоуправления и саморегуляции. Умения: мобилизовывать физические и психические возможности в ситуациях преодоления препятствий при достижении поставленных целей, мотивирования отношений, определения скрытых источников противоречий и т.д. Способности к самообладанию, самодисциплине к преодолению противоречия между сознанием и поведением, к предвидению последствий действий и поступков исторических личностей; волевые процессы и усилия личности, направленные на самоконтроль и коррекцию мировоззренческих позиций.


Средства представления: философские аспекты учебного материала, особым образом распределенного и по-разному воспроизводимого в условиях столкновения познания с трудностями; материал, содержащий основу для выявления противоречивости трансформаций фактов, событий, целей, ведущих принципов и т.д. Выделенные структурные компоненты содержания учебных знаний являются основным педагогическим условием переформулирования содержания программных знаний для опосредованного формирования основ самоорганизации личности.

Источник:
20 апр 2010, 16:44
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.