Последние новости
05 дек 2016, 21:32
Приближается конец 2016 года, время подводить его итоги. Основным показателям финансового...
Поиск

» » » Кризисные особенности национального образования


Кризисные особенности национального образования

Кризисные особенности национального образования Развитие российского образования в последние годы осложнилось кризисом всех сфер жизни. С середины 80-х в нем ясно обозначился кризис, обладающий признаками системности. Однако его наличие признается руководителями образования только в части проблем финансирования. Вместе с тем, понятие "система образования" включает в себя категории методологии, целеполагания, принципиальной основы, содержания, средств обучения, воспитания и организации. Ответственность педагогической науки и учителей, работающих с этими категориями, как бы автоматически переносится на организаторов политических и экономических реформ.

Возникает феномен двойной безответственности: и государство, и педагоги заняты поисками "виноватых", в то время как школа рабо-тает в некоем инерционном режиме, продолжая образовательную деятельность по траектории, заданной ей в принципиально иной политико-экономической ситуации. Вследствии этого возникло множество образовательных проектов, кото-рые стали личным делом каждого ученого и учителя, но данные проекты не подкреплены материально и законодательно. Усугубляет ситуацию полное отсутствие юридической базы образовательной политики, заброшенность народного образования, смятение учителей, не знающих, что им делать и ставших заложниками бессистемной деятельности.


Получили распространение различные зарубежные опыты: сексуальное воспитание в начальной школе, внедрение американских проектов в России, не учитывающих российской специфики, разделение школы на начальные и профильные классы и т.п. Три важнейших принципа образования, разработанные еще в ХIХ в. В.В. Розановым, были нарушены: 1) индивидуальности (личность не воспитывалась и не образовывалась); 2) целостности - нельзя дробить знания, эмоции, ощуще-ния; 3) единства типа - требование, чтобы все образующие личность ценности исходили из одного источника культуры.


Все острее возникает необходимость воспитания, как приоритетной сферы педагогической деятельности. Невнимание традиционной педагогики к проблемам личности вызвало кризис личностных смыслов. Воспитание перестало отвечать на вопрос: как жить достойно. Когда воспитание не может ответить на данный вопрос, оно становится ненужным. К воспитательным проблемам продол-жают относиться: проблема формирования индивидуального своеобразия лич-ности, воспитания безопасной личности, т.е. личности, не способной принести вред ни себе, ни людям, идея воспитания языковой личности, идея государственности и воспитания гражданина.

В дореволюционной России существовали специальные лицеи для подготовки государственных лиц, способных удерживать государство в целом. Встает особая проблема воспитания специальных работников, руководителей. Распаду централизованной традиционной системы народного образования (деструктуризации) и непоявлению на ее месте новой системы единого образова-тельного пространства способствовали многие факторы, представленные в этой главе их проявлениями или показателями.

Источник:
20 апр 2010, 16:44
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.