Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Психология » Тринитарная методология

Тринитарная методология

20 апр 2010, 16:44

Тринитарная методологияТринитарная методология (trinitry - тройственный) является “мягкой” оппозицией бинарной методологии. Она нормирует образование не только с учетом объективных законов, но и с учетом субъектных факторов, зачастую выходящих за рамки установленных наукой законов. Ее мягкость обеспечивается природосообразным источником происхождения, в качестве которого выступает религиозная философия. Её положения являются концентрированным выражением присущих философиям начала Христианской эры представлений о потенциале целостного познания.

По сути, это единство противоположных, но не исключающих друг друга высших начал. Феноменален сам факт почти одновременного появления тринитарных концепций в различных философско-религиозных школах - в индийской классической (брахмано-буддийской) и в последней форме греческой философии (неоплатонизме) в период между III и VI веками нашей эры. В христианской философии Троица (тринитарность, триединство) рассматривается как факт весьма непротиворечивого единства Бога в трех лицах: Бог-Отец, Бог-сын, Бог-Дух Святой. В религиозной философии брахманов - тримурти, божество проявляет себя как Брахма (Бог-творец), Вишну (Бог-хранитель) и Шива (Бог-разрушитель).

Последнее Божественное проявление, трактуемое в тримурти как способность Бога уходить из-под единства двух первых позитивных проявлений, оставаясь при этом в непротиворечивых и конструктивных отношениях с ними, свидетельствует о том, что третья Божественная ипостась (разрушитель) задает жизнетворческую потребность в развитии человечеству. Она не дает ему успокоиться под охраной двух первых начал, дабы не впасть во грех легкости проживания жизни. Аналогичная метафора разворачивается и в Христианской философии, где в качестве стимулирующего начала выступает Бог-отец. Данные ипостаси находятся в непротиворечивом и конструктивном отношениях друг с другом, не взаимоуничтожаясь, но взаимодополняясь и являя собой гораздо более целостное единство, чем диалектическая целостность.

В бинарной методологии, активно задействованной в марксистской философии (закон единства и борьбы противоположностей), противоречие разрешается посредством уничтожения одной из полярных оппозиций. Для этого более сильная сторона уничтожает слабую не за счет качества, а за счет количества своей массы.Гуманизм тринитарной методологии для разрешения любого противоречия определяет достаточным выход субъекта в более мягкую и тонкую стороннюю позицию, позволяющую трезво рассмотреть и оценить ситуацию для поиска бескровного выхода из конфликта (кризиса).

Сторонняя позиция - это способ обретения равновесия в неустойчивом сочетании опор одного уровня, достаточно полно представляющих пограничную ситуацию современного образования: неопределенность, условность, дополнительность. Эта “троица” объединяет различные пути постижения ситуации, которая неизбежно возникает перед каждым педагогом, посредством “примерки” ее на себя: аналитический, эмоциональный, интуитивный. Каждая пара находится в отношениях дополнительности: неопределенность требует смыслового анализа, условность - интуиции, а третий элемент задает меру дополнительности (компенсации недостающего посредством преобразования эмоционального кода в нравственное руководство).

Таким образом происходит снятие напряжения между оппозициями, а не уничтожение одной из них. При этом все три опоры и три пути их постижения обладают свойствами целостности, представленными в Святой Троице - неслиянность, нераздельность, единосущность. В связи с этим возникает необходимость в методологической операции различения составных частей системной триады, без абсолютизации какой-либо одной. В частности, операции выделения воспитательной системы в относительно самостоятельный аспект деятельности, без абсолютизации и приуменьшения его значения в образовании. При этом происходит снятие напряжения между оппозициями, а не разрушение одной из них.

Основоположения тринитарной методологии представляют познание как взаимосвязанные процессы открытия и конструирования. Обязательным условием их функционирования является наличие информации не только в форме объективного знания, но и в форме, которая может быть воспринята другим, слушающим и понимающим участником процесса открытия и конструирования, ориентированным на познание процессов становления, сложности, нестабильности, неустойчивости и т.п. научных знаний и опыта поведения. Благодаря этому, сознание ищет, находит и подсказывает национально и гуманистически сообразные действия.

При этом осуществляется не поиск и извлечение из памяти “готового рецепта”, а поиск и извлечение из сознания своеобразной матрицы - обобщенного, единого, целостного замысла действия - его концепта.Тем не менее, традиции классической методологии оказались гораздо сильнее подходов, соответствующих требованиям новой науки, возводившейся на основе присущих человеку, т.е. гуманистических взглядов на природу, общество и человека. Основным “поставщиком” методологического материала в обоих случаях являлась философия. Для классической науки - философия материализма, для неклассической и постнеклассической - идеалистическая философия и феноменология.



20 апр 2010, 16:44




Тринитарная методология


Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.