Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Энциклопедия » Сбежавшие тамплиеры

Сбежавшие тамплиеры

Сбежавшие тамплиеры5 октября 1309 года – ровно через два года после первых арестов храмовников во Франции – Эдуард приказал своим чиновникам «арестовать всех тамплиеров Шотландии, которые еще находятся на свободе, и держать их под надежной охраной». Арестовать удалось только двух рыцарей, правда, один из них оказался магистр Шотландии Уолтер де Клифтон.

Однако к 1309 году положение Эдуарда не позволяло ему обеспечить выполнение своих декретов в Шотландии, поскольку большая часть страны находилась в руках Брюса. В марте того же года Брюс был объявлен «правителем по праву крови» и с «согласия своего народа избран королем». Во время выхода декрета Эдуарда он руководил военными Действиями в Аргайлле. В конце этого года под его контролем находилось две трети Шотландии, а английские гарнизоны в Перте, Данди и Банфе снабжались только морем.

 Занятый партизанской войной против Эдуарда, Брюс не собирался исполнять указы английского короля. Будучи отлученным от церкви, он не обращал внимания и на папские буллы, которые, как мы уже убедились, все равно не имели законной силы в Шотландии. В этих обстоятельствах Брюс мог только приветствовать приток беженцев, которые были профессиональными воинами. А они, в свою очередь, были готовы встать на его сторону.

 Не осталось никаких документальных свидетельств судьбы двух арестованных в Шотландии тамплиеров. Возможно, их отпустили. Тем не менее на допросе они показали, что некоторые их собратья «бросили свои привычки» и скрылись «за морем». С другой стороны, суд на тамплиерами Шотландии проводил не кто иной, как епископ Сент-Эндрусский Ламбертон.

Как мы уже убедились, Ламбертон ловко вел сложную двойную игру, но его симпатии были на стороне Брюса. Он вполне мог выступать в качестве вербовщика для человека, которого считал законным королем своей страны. Беглые тамплиеры действительно могли скрыться за морем, но с таким же успехом они могли обогнуть Шотландию и присоединиться к армии Брюса в Аргайлле. И вообще им необязательно было бежать морским путем.

 Пополнить ряды армии Брюса могли не только тамплиеры Шотландии. В Англии тоже насчитывалось большое количество рыцарей, которым удалось избежать ареста. Они должны были куда-то направиться. Вполне разумно предположить, что, по крайней мере, некоторые из них держали путь в Шотландию. Их примеру могли последовать и тамплиеры Ирландии. И действительно, один из английских тамплиеров на допросе недвусмысленно заявил, что его братья скрылись в Шотландии. Вопрос, таким образом, заключается не в том, искали ли английские храмовники убежища в Шотландии, а сколько было таких рыцарей.

 Их количество могло доходить до девяноста трех, и вполне вероятно, к ним присоединились беглецы из Франции и других стран континентальной Европы. Как отмечалось выше, французские тамплиеры были заранее предупреждены о готовящемся ударе и имели возможность принять некоторые меры предосторожности. Так, например, исчезла казна парижской прецептории, а вместе с ней и несколько высокопоставленных прелатов ордена; предположительно они уплыли морем на восемнадцати судах.

То, что в стране остался Великий Магистр и другие высшие лица ордена, вовсе не означает, что они не были готовы к арестам и что их застали врасплох. Просто они до самого последнего момента не оставляли надежды переломить судьбу, которая в конечном итоге оказалась сильнее их. Они рассчитывали защитить орден, опровергнув все выдвинутые против него обвинения, и восстановить его былое положение и влияние.

 Не следует забывать о том, что, несмотря на то, что первый удар Филиппа по французским тамплиерам был внезапным и быстрым, последовавший за ним процесс растянулся надолго. До официального роспуска ордена пройдет еще пять лет ожесточенных юридических споров, переговоров, интриг, политической игры и всеобщего возбуждения, а до казни Жака де Моле семь лет. На протяжении всего этого времени большое количество тамплиеров оставалось на свободе, перемещаясь по всей Европе. У них была масса возможностей разрабатывать планы, координировать свои действия, организовывать пути отступления и найти безопасное убежище.

 Как свидетельствуют многочисленные грамоты, во Франции насчитывалось 556 полноценных прецептории тамплиеров, а также огромное количество более мелких Падений. Численность членов ордена во Франции составляла не менее 3200 человек, в числе которых было 350 рыцарей и 930 пеших воинов – всего 1280 человек. В документах инквизиции упоминается только о 620 тамплиерах, принимавших участие в судебных разбирательствах. Если пользоваться приведенным выше соотношением, то воинов среди арестованных было около 250. Это значит, что минимум 1030 активных членов военной организации ордена оставались на свободе – их не смогли ни арестовать, ни поймать, ни даже найти.
 Определенное количество тамплиеров, конечно, осталось во Франции.

И хотя цифры наверняка преувеличены, в одно время ходили слухи, что среди холмов в окрестностях Лиона скрываются более 1500 беглых тамплиеров – неприятная перспектива как для инквизиции, так и для французского короля. Однако несмотря на то, что многие тамплиеры не покинули Францию, довольно значительная их часть искала убежища за границей. Так, например, известно, что вскоре после первых арестов в Англию прибыл магистр Оверна Имберт Бланке – вероятно, с советами английским братьям, как себя вести во время грядущих судебных преследований.

В конечном итоге Имберт был арестован и помещен в тюрьму в Англии, но условия содержания здесь были гораздо более мягкие, чем у его собратьев во Франции. В апреле 1313 года его перевели из лондонского Тауэра в архиепископство Кентерберийское для покаяния. Через месяц ему назначил пенсию сам Эдуард II. Должно быть, в Англию, помимо Имберта, прибыли и другие тамплиеры, но их не арестовывали вообще.

Некоторые просто переплыли Ла-Манш. Другие, по всей вероятности, избрали путь через Фландрию, которая благожелательно относилась к ордену и поддерживала морские пути на Британские острова. На протяжении последующих семи лет Англия становилась все более неподходящим укрытием для беглецов с континента, и они – вместе со своими ирландскими и английскими братьями – стали стремиться на север. Там, куда не доставала рука папы и инквизиции, они могли рассчитывать на неприкосновенность.

28 мар 2010, 10:29
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.