Последние новости
11 дек 2016, 01:40
Дом на Намыве в Белой Калитве по ул. Светлая, 6 давно признан аварийным. Стена первого...
Поиск



Тренировка обоняния

Тренировка обоняния  Известно, что рецепторы нашего обоняния, по своим характе­ристикам значительно уступающие аналогичным рецепторам у многих животных, играют немалую роль в воспитании и совер­шенствовании человеческого "Я". Практика показала, однако, что тренировка обоняния у человека проходит значительно слож­нее, чем тренировка других его рецепторов, к примеру, слуха и зрения.

 

Если последние являются в дошкольном воспитании объектом спонтанной или целенаправленной тренировки (обуче­ние музыке или рисованию), то об обонянии этого не скажешь. В современной дидактике соответствующие упражнения для обоня ния представлены довольно бедно. Во многом это объясняется тем, что при его тренировке мы не очень часто можем найти упражнение, одинаково эффективное для всех.

 

Речь идет по сути о требовании индивидуализированного обучения. А это, как сей­час стало очевидным, всегда было слабым местом уходящего двадцатого века. И тем не менее, уже сегодня любой опытный учитель, хорошо знающий индивидуальные психо-физиологи-ческие особенности своих учеников, может успешно проводить у них тренаж обоняния. В помощь такому тренажу мы также пред­лагаем ряд проверенных упражнений. Они направлены на выра­ботку двух основных групп эталонов - общего и частного, а так­же эталона определения степени интенсивности запаха.

В основе общего эталона лежит деление всех запахов на четыре большие группы

 

В этих группах еще нет точной дифференциации запахов и их носителей. В их названиях выражены лишь обобщенные группо­вые характеристики запахов, в зависимости от их значения для поведения ребенка. Усвоение таких обобщенных эталонов крайне необходимо - как первый предварительный шаг к созданию у учащихся надежной системы оценки (самооценки) своего пове­дения. Например, при идентификации запаха, относящегося к группе опасных, ребенок должен соответственно мгновенно среа­гировать, вне зависимости от более подробных характеристик данного запаха и его носителя. Такие характеристики будут кон­кретизированы уже на втором этапе обучения при усвоении част­ных эталонов. В этих эталонах оценивается каждый запах и его носитель.

 

Причем для тих оценок привлекаются и другие рецеп­торы с участием логики, эмоций и, разумеется, опыта ученика. Запоминание запахов на втором этапе связано с внешней харак­теристикой носителя каждого запаха, с его цветовой гаммой, а возможно также его вкусом и результатом его осязания. Наименее разработаны в дидактике упражнения по тренировке усвоения интенсивности запаха, его градации на слабую, среднюю и очень большую силу.

 

Усвоение вышеуказанных общего и частного эта­лонов запахов не будет эффективным для поведения, если чело­век, определив запах и имея характеристику его носителя не сможет сделать еще один шаг - определить его интенсивность. Именно от этого будет зависеть поведение человека. Он должен будет решить - обращать ли вообще внимание на запах или не­медленно уходить от него, искать ли носителя запаха для умень­шения или наоборот усиления его интенсивности...


 

 

 

Группы запахов

Носители запахов

Цветочные

ромашка, шалфей, роза, ландыш, сирень, акация, гвоздика

Лекарственные

йод, валериана, нашатырь, шал­фей, полынь

Пищевые

хлеб, сыр, мясо, жареное мясо, ры­ба, картофель, лук, Чеснок, перец, кофе, чай, вино, фрукты, уксус

Опасные

газ, керосин, бензин, несвежие мя­со и рыба, гнилые овощи и фрукты

26 мар 2010, 10:19
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.