Предугадывание содержания текста
Простое вставление пустот после окончания глав позволило восстановить ясность изложения. Достоинство стандартного оформления и структурирования материала - в том, что читатель уже ориентируется в пространстве материала, еще даже не начав читать его! Привыкнув к данной структуре, читатель пользуется этой априорной организационной информацией, но совершенно не нуждается в ее повторном освоении.
Читатель, знающий форму, мгновенно постигает содержание. Регулярное чтение материалов одинакового жанра требует освоение формы только при прочтении первых произведений, а при чтении следующих произведений форма превращается в информационную избыточность. Итак, стандартная форма не препятствует скорочтению, а способствует ему.
Вот такая диалектика: Форма содержательна, а содержание оформлено. Информационная избыточность содержится в форме, в структуре (структура - это внутренняя форма) и в тех словах, которые ее объясняют.
Скорее всего, Вы в первый раз задумаетесь над структурой текста лишь тогда, когда Вам потребуется написать свой отчет или статью, тогда Вам нужно будет втиснуть свой текст в шаблон уже существующих стандартов. Тогда Вам придется интуитивные знания, полученные в ходе обычного чтения, перенести в практику. Если Вы еще ни разу не составляли отчетов и не писали книг, то я советую просмотреть несколько книг и письменно описать их структуру. Выделите общие черты в полученных описаниях.
Предугадыванию текста помогает определенный порядок построения текста:
¦ Заголовок
¦ Вступление
¦ Главная часть
¦ Заключение.
Когда Вы выбираете книгу, то Вы, вероятно, смотрите на заглавие книги, потом на «оглавление», потом просматриваете содержание глав и предполагаете (предугадываете), что в выбранной Вами книжке будет излагаться материал, аналогичный тому, что Вы просмотрели.
Во вступлении кратко освещаются проблемы, освещаемые далее в тексте. Может быть приведена история рассматриваемой проблемы, описана структура книги и отличительные особенности этой книги, общая познавательная ценность.
В главной части излагается основная информация. Информация делится на части, главы разделы. Здесь излагается фактографический материал, суть исследований, итоги экспериментов исследований, итоги экспериментов.
В заключении приводятся итоги, делаются выводы и обобщения. Разные тексты имеют разную структуру. Например, учебная литература, как правило, будет иметь в конце главы учебные задания или контрольные вопросы по теме главы.