Последние новости
08 дек 2016, 22:43
Группа сенаторов от Республиканской и Демократической партий направили Дональду Трампу...
Поиск

» » » » Равновесие психическое и физическое


Равновесие психическое и физическое

Равновесие психическое и физическоеОбсуждая вопрос о влиянии местоположения объекта на его восприятие, мы неизбежно сталкиваемся с фактором равновесия. С точки зрения физики равновесие - это состояние тела, в котором действующие на него силы компенсируют друг друга. Это определение относится и к перцептивным силам. Как и всякое физическое тело, каждая имеющая границы визуальная модель обладает точкой опоры или центром тяжести. Для чего нужно равновесие в создании образа? Несбалансированная композиция, будь то рисунок, расстановка мебели, подбор одежды или цветов и линий макияжа и причёски, выглядит случайной, временной. Когда отсутствуют спокойствие и ясность, у нас создаётся впечатление разрушения или неаккуратности. Например, одежда клоуна - красное и голубое, делящее тело пополам - и фигура кажется нелепой, хотя обе половинки туловища и их физический вес равны. Отсутствие равновесия приводит к невозможности воспринять единое целое.

Вес

При создании визуальной композиции нельзя забывать и о кажущемся весе. Вес зависит от местоположения детали или предмета. Элемент, расположенный в центре композиции или близко к нему, весит меньше, чем другие. Деталь в верхней части кажется тяжелее, чем внизу, а расположенная с правой стороны имеет больший вес, чем с левой. Вес зависит и от размера, больший предмет будет и выглядеть тяжелее. Красный (тёплый) цвет тяжелее голубого (холодного), а яркие и светлые цвета тяжелее тёмных. Например, чтобы взаимно уравновесить чёрное и белое, необходимо площадь чёрного пространства сделать чуть больше белого. На вес влияют также форма предмета и направление воспринимаемых объектов. Правильная геометрическая форма всегда выглядит тяжелее, чем неправильная. Например, при сравнении одинаковых по весу и по цвету шара, квадрата и треугольника наиболее тяжёлым кажется шар.

Направление

Направление так же, как и вес, влияет на равновесие, т.е. на создание общего впечатления от предмета. Очень важно понять и запомнить, что в вытянутых формах, пространственная ориентация которых отклоняется от горизонтали или вертикали на небольшой угол, это направление становится главенствующим. Самый простой и доступный пример этого правила - немного смещённый шов на чулках со швом!

Правая и левая стороны

Проблема возникает в связи с асимметрией правого и левого. Любой предмет, расположенный справа, выглядит тяжелее левого. Специалисты считают: всё, что расположено слева, имеет большее значение для наблюдателя, чем то, что расположено в центре или справа. Вспомните, где стоит трибуна оратора, где происходит главное действие на сцене: посередине, а чаще слева. Это явление связывают с доминированием левого полушария коры головного мозга, в котором содержатся высшие мозговые центры - речь, чтение и письмо.

Очертание

В сущности, зрение - это средство практической ориентации в пространстве. Зрительный процесс означает «схватывание», быстрое осознание нескольких характерных признаков объекта. (Плохо пропечатанная фотография превратила лицо в несколько серых пятен, но мы его узнаём.) Человеческий взгляд - это в некоторой степени проникновение в сущность предмета. А очертание - всего лишь одна из существенных характеристик предмета, улавливаемая и осознаваемая человеческим глазом. Очертание - это граница массы. Но вот интересный пример: мы не видим скрытую сторону мяча, но твёрдо знаем, что мяч круглый. То, что нам знакомо, выступает как знание, которое прибавляется к непосредственному наблюдению.

Гештальтпсихологи считают, что любая стимулирующая модель воспринимается наиболее простой, т.е. предмет, который мы видим, состоит из небольшого числа характерных структурных особенностей. И чем дальше от нас находится предмет, тем более простой формы фигуру мы видим. При пристальном рассматривании мы начинаем видеть и детали.

Подобие

При создании любой композиции необходимо помнить о принципе подобия: чем больше схожи между собой части какой-либо воспринимаемой модели, тем сильнее они будут объединяться в целое. Элементы, связанные подобием формы, цвета, размера и т.д., стремятся быть расположенными в одной плоскости. Подобие создаёт сильный зрительный эффект, формируя и образуя зрительные модели. И чем проще модели, получающиеся таким образом, тем сильнее они бросаются в глаза, часто разбивая композицию или создавая новую.

Дальнейшее развитие принципа подобия частей находит своё выражение в закономерности, которая имеет дело с внутренним подобием зрительно воспринимаемого объекта: когда существует выбор между несколькими возможностями продолжения кривых (а человеческое тело, хочу напомнить, состоит только из них), то предпочтение отдаётся тому, которое наиболее последовательно сохраняет внутреннюю структуру. И ещё: всегда интервалы между криволинейными отрезками мысленно заполняются нами и достраиваются до полной окружности. Также доказано, что подобие фигур или цветовых пятен выражается не в строгом повторении предыдущего, а в постепенном изменении формы. И глаз зрителя, вынужденный следовать за этим перцептивным движением, видит новую форму!

Содержание предмета, а в нашем случае это человек, представляет нечто большее, чем просто внешнее очертание. Не случайно говорят, что всякий облик есть форма некоторого содержания.
26 мар 2010, 10:19
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.