Последние новости
04 дек 2016, 21:59
Все ближе и ближе веселый праздник – Новый год. Понемногу начинают продавать...
Поиск



Кантовская философия

Кантовская философияМожно ли познать способность познания до того как ты познаешь? (Гегель о Канте) Кантовская философия... носит также название критической философии, так как она, говорит Кант, ставит себе целью быть критикой способности познания; а именно, прежде, чем приступить к познаванию, нужно исследовать способность по-знания. Это показалось здравому смыслу приемлемым и было для него находкой.

 

Познание представляют себе при этом как некоторое орудие, как тот способ, которым мы намерены ов-ладеть истиной; прежде, следовательно, чем мы получим воз-можность приступить к самой истине, мы должны познать природу, характер деятельности самого того орудия, с помо-щью которого она получается. Нужно посмотреть, способно ли оно давать то, что мы от него ожидаем, - способно ли оно охватывать; нужно знать, что именно оно изменяет в предме-те, чтобы не смешивать этих изменений с определениями са-мого предмета [Ibid., S. XVIII - XIX; ср. Lock B. l, Buch I, Cap. 7.].

 

Выходит так, будто можно пуститься на истину с копьями и дрекольями; кроме того, здесь ставится требова-ние: познай способность познания до того, как ты позна-ешь. Ибо исследовать способность познания означает по-знать ее; но нельзя понять, каким образом думают познать истину, не познавая при этом, познать истину до истины. Это похоже на анекдот, который рассказывают о схола-стике, не желавшем войти в воду раньше, чем он научится плавать (выделено мной - Л.Б.).

 

Но так как само исследова-ние способности познания есть познавание, оно у Канта не может прийти к тому, к чему оно хочет прийти, потому что само оно есть это последнее, - не может прийти к себе, пото-му что оно у себя. С ним, таким образом, происходит то, что произошло с иудеями, среди которых ходил дух, а они его не заметили. И все же Кант сделал великий и важный шаг тем, что он подверг рассмотрению познание. (См.: Гегель. Лекции по истории философии. Ч. 3).

* * *
Кто мыслит абстрактно?

(Из статьи Гегеля)

Ведут на казнь убийцу. Для толпы он убийца - и только. Дамы, может статься, заметят, что он сильный, красивый, ин-тересный мужчина. Такое замечание возмутит толпу: как так? Убийца - красив? Можно ли думать столь дурно, можно ли называть убийцу - красивым? Сами, небось, не лучше! Это свидетельствует о моральном разложении знати, добавит, быть может, священник, привыкший глядеть в глубину вещей и сердец.


Знаток же человеческой души рассмотрит ход событий, сформировавших преступника, обнаружит в его жизни, в его воспитании влияние дурных отношений между его отцом и матерью, увидит, что некогда этот человек был наказан за ка-кой-то незначительный проступок с чрезмерной суровостью, ожесточившей его против гражданского порядка, вынудившей к сопротивлению, которое и привело к тому, что преступление сделалось для него единственным способом самосохранения. Почти наверняка в толпе найдутся люди, которые - доведись им услышать такие рассуждения - скажут: да он хочет оп-равдать убийцу!

Это и называется «мыслить абстрактно» - видеть в убийце только одно абстрактное - что он убийца и называнием такого качества уничтожать в нем все остальное, что составляет человеческое существо.


[Другой пример:]
- Эй, старуха, ты торгуешь тухлыми яйцами! - говорит покупательница торговке. - Что? - кричит та. - Мои яйца тухлые?! Сама ты тухлая! Ты мне смеешь говорить такое про мой товар! Ты! Да не твоего ли отца вши в канаве заели, не твоя ли мать с французами крутила, не твоя ли бабка сдохла в богадельне! Ишь целую простыню на платок извела! Знаем, небось, откуда все эти тряпки да шляпки! Если бы не офице-ры, не щеголять тебе в нарядах!


Порядочные-то за своим домом следят, а таким - самое место в каталажке! Дырки бы на чулках заштопала! - Короче говоря, она и крупицы доброго в обидчице не замечает. Она мыслит абстрактно и все - от шляпки до чулок, с головы до пят, вкупе с папашей и остальной родней - подводит исклю-чительно под то преступление, что та нашла ее яйца тухлыми. Все окрашивается в ее голове в цвет этих яиц...
----
Комментарий. Пример с тухлыми яйцами демонстрирует также распространенную логическую ошибку или уловку, ко-торая называется «аргумент к личности». При обсуждении действий определенного лица или его мнения переходят к об-суждению личных качеств этого человека. В приведенном ва-рианте эта ошибка-уловка известна под именем «сам дурак».

24 мар 2010, 13:04
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.