Материя, атрибуты и формы существования
Среди плеяды древних философов выделяется Анаксимандр, для которого материя -это не конкретное, чувственно данное тело, а некоторая неопределенная изменяющаяся сущность - апейрон. В атомистической теории материя выступает как субстрат всех вещей, предстающих в виде совокупности атомов. Для Аристотеля - материя - хюле - это только всеобщая возможность предметного многообразия. Средневековые теологи наследуют аристотелевское понимание материи. Философы эпохи Возрождения понимают материю как нечто реальное, а не как потенциальное существование. В механическом материализме Нового времени в основу определения материи кладется не понятие материала, а понятие главных и неизменных свойств, общих для всех материальных объектов.
Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях; которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.
Однако, ориентируясь на единичное или особенное конкретное вещество или свойство невозможно составить целостное представление о материи.
Открытие электромагнитного поля, явления радиоактивности привело к несостоятельности отождествления материи как философской категории с учением о ее физическом строении.
Философское определение материи охватывает не только те объекты, которые ныне познаны, но и те, которые могут быть открыты в будущем. В этом его методологическое значение.
Категория материи одновременно выполняет и гносеологическую, и методологическую функции: 1) материя определяет сущность мира и является основой единства мира; 2) логика вещей (объективного) мира и определяет логику понятий, знаний человека, формируя их в единую систему (научная картина мира); 3) материальная деятельности человека - источник познания и критерий достоверности знаний, поскольку является отражением, образом объективной реальности.
Понятие «материя» мировоззренчески и методологически ценно не только для естествознания, но и для социальной практики. Оно позволяет рассматривать общественную жизнь как функционирование и развитие сложной материальной системы - человеческого общества, которое представляет собой единство материального и духовного факторов: общественное сознание - отражение общественного бытия, но и общественное сознание воздействует на общественное бытие, изменяя его в процессе человеческой деятельности.
Современное естествознание, а также обществоведение, исследуя разные системы материального и духовного мира, расширяет наши представления о структуре и свойствах материи. Понятие материи нельзя рассматривать отдельно от категории «субстанция». В процессе исторического развития эти понятия формировались параллельно, дополняя друг друга.
Субстанция (лат. Substantia -сущность, нечто такое, что лежит в основе) - философская категория, которая означает внутреннее единство разнообразных конкретных вещей, явлений и процессов, основу и сущность всего существующего (бытия).
В истории философии можно выделить несколько подходов в решении вопроса о субстанции: монизм, дуализм, плюрализм.
Монизм (от греч. Monos - один, единственный) - философский взгляд на мир, который основывается на единой субстанции (основе) всего существующего. В рамках основного вопроса философии материалистический монизм характеризуется тем, что в качестве первоосновы мира признает материю, сознание (идеальное) ставит в зависимость от нее, сознание признается как свойство материи. Для идеалистического монизма субстанцией является сознание индивида, всемирный разум, абсолютная идея.
Дуализм (от лат. Dualis - двойственный) - философское учение, которое признает две субстанции (материю и сознание), независимые одна от другой, т.е. материальное и идеальное. Декарт как основоположник дуализма считал, что психические и физиологические процессы развиваются самостоятельно.
Плюрализм (от лат. Pluralis - множественный) - философская концепция, согласно которой все существующее состоит из множества равнозначных вполне самостоятельных сущностей, не сводимых к единому началу.