Последние новости
09 дек 2016, 20:47
Нынешней осенью в прокатном производстве АО "АМР" впервые за последнее десятилетие объем...
Поиск

» » » » Представитель ранней схоластики Иоанн Скот Эриугена


Представитель ранней схоластики Иоанн Скот Эриугена

Представитель ранней схоластики Иоанн Скот ЭриугенаРазделение природы.(Эриугена). Одним из наиболее известных представителей ранней схоластики являлся ирландский философ Иоанн Скот Эриугена, написавший сочинение «О разделении природы», в котором изложено глобальное религиозно-философское воззрение на все существующее. Мироздание, по его мнению, делится на четыре больших части или раздела, или «природы». Понятно, что под термином «природа» в данном случае, разумеется, не обыденный смысл.


«Природа» Эриугены - некая огромная часть сущего, его область или сфера. Первая природа, говорит он, несотворенная и творящая - это Бог как источник, начало и основа всего существующего. Он вечен и первоначален, представляет подлинное Бытие. Все остальное - от него, потому что истинно сущее всегда что-либо порождает, во что-то разворачивается, воплощается. Он является Творцом, или творящим, порождающим началом, являясь, однако, несотворенным.


Вторая природа - сотворенная и творящая - мир божественных идей, по которым Бог, как по образцам творит конкретные вещи. Здесь мы видим позицию крайнего реализма: идея или форма предшествует предмету, выступая в качестве его причины; физический мир - только порождение идеальной сферы существования. Однако если у Платона данный мир идей существует самостоятельно и является истинным Бытием, у Эриугены он - второй по счету, поскольку сотворен и порожден, за ним стоит высшее Бытие - Творец или потусторонний Бог, а идеальный мир - только его замысел или сознание.


Третья природа - сотверенная и нетворящая - мир вещей, в котором мы живем. Это самая последняя и низшая ступень Бытия: будучи сотворенным, данный мир не может произвести из себя ничего более, ниже его спуститься никак невозможно. Поэтому единственное движение, которое возможно далее - только в обратную сторону. Вещи или предметы материального мира должны вернуться к первообразцам - идеям, последние, в свою очередь - к Богу.

 

В итоге, четвертая природа - несотворенная и нетворящая - это Бог как конечная цель всех вещей, как результатвсего мирового процесса. Обратим внимание: и в первой, и в четвертой природе Эриугена говорит о Боге, подчеркивая две его главных особенности: творить и не творить, быть началом всего и концом всего, то есть быть всем. В первой части Бог - творящая природа, дающая начало всему существующему, в четвертой он - нетворящая природа, являющаяся конечным результатом всего сущего. Таким образом, все происходит от Бога и в нем же разрешается (то есть растворяется и пропадает впоследствии).


Эриугена предлагает уже знакомую нам триаду: пребывание (всё в Боге), отпадение (мир вещей, построенных в соответствии с божественными идеями) и возвращение (всё вновь в Боге). В результате, наш мир - отпадение от Бога, инобытие идеальной сферы, нечто несовершенное и неподлинное, а главное - временное, долженствующее когда-либо вернуться в начальную точку, следовательно - закончить телесное, физическое, материальное существование.


Требуется ли тогда размышлять о том, что нас окружает и что мы можем воспринимать, не правильнее было бы презреть наш мир, отвернуться от него в негодовании на его несовершенство и эфемерность, и обратить свои взоры к высшему и вечно сущему, к истинному и абсолютному Бытию - Богу, который только и есть единственное, действительное и безусловное существование, в то время как остальное - только различные варианты его непостижимого замысла и бесконечной воли. Мироздание - не что иное, как развернутый Бог, а сам он представляет свернутое мироздание, следовательно, созерцая его, мы взираем на все, непосредственно соприкасаясь с вечностью и потому - с истиной.

24 мар 2010, 13:04
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.