Долг и склонности по Канту
Из теории Канта вытекает, что человек поступает нравственно, когда по-ступает по долгу и ненравственно - по склонностям. Любовь, с точки зрения Канта, ненравственна.
Эту точку зрения высмеял Шиллер в своем стихотворении:
Сомнение совести.
Ближним охотно служу, но - увы! - имею к ним склон-ность.
Вот и гложет вопрос: вправду ли нравственен я?
Решение.
Нет тут другого пути: стараясь питать к ним презренье
И с отвращеньем в душе, делай, что требует долг!
* * *
Кант: Бога нет - Бог должен быть
Кант ниспроверг Бога в сфере природы и логики, но оста-вил всё же за ним сферу морали. Ему не нужен Бог, чтобы объяснить явления природы, но когда речь заходит о поведе-нии человека, то тут не то, чтобы «без Бога ни до порога», но идея высшего существа может быть весьма и весьма полез-ной. Почти по Вольтеру: если бы Бога не было, то его следо-вало бы выдумать.
Именно это и вызвало насмешки Гейне:
«Вы думаете, все кончено, можно расходиться по домам? Ни в коем случае! Будет представлена еще одна пьеса. За трагедией следует фарс. До сих пор Иммануил Кант изобра-жал неумолимого философа, он штурмовал небо, он перебил весь гарнизон, сам верховный владыка небес, не будучи дока-зан, плавает в крови; нет больше ни всеобъемлющего мило-сердия, ни отеческой любви, ни потустороннего воздаяния за посюстороннюю воздержанность, бессмертие души лежит при последнем издыхании - тут стоны, тут хрип - и старый Лам-пе (слуга Канта - Л. Б.) в качестве удрученного свидетеля, стоит рядом, с зонтиком под мышкой, и пот от ужаса, и слезы льются по его лицу.
Тогда разжалобился Иммануил Кант и по-казывает, что он не только великий философ, но и добрый человек; и он задумывается, и полудобродушно, полуирони-чески говорит: «Старому Лампе нужен Бог, иначе бедный че-ловек не будет счастлив, - а человек должен быть счастлив на земле - так говорит практический разум - мне-то что - ну, пусть практический разум и даст поруку в бытии Божьем». Под влиянием этого довода Кант различает теоретический разум и разум практический, и посредством последнего, слов-но волшебной палочкой, он воскресил вновь труп деизма, убитого теоретическим разумом»