Последние новости
07 дек 2016, 23:23
Чтобы остановить кровопролитие в Алеппо, нужно проявить здравый смысл, сказал...
Поиск

» » » » Януш Корчак: диалектическая задача «лгать-не лгать, красть-не красть...»


Януш Корчак: диалектическая задача «лгать-не лгать, красть-не красть...»

Януш Корчак: диалектическая задача «лгать-не лгать, красть-не красть...»Януш Корчак писал:

«60. Мой принцип:
«Пусть дитя грешит».
Не будем стараться предупреждать каждое движение, колеб-лется - подсказывать дорогу, оступится - лететь на помощь. Помни, в минуты тягчайшей душевной борьбы нас может не ока-заться рядом.
«Пусть дитя грешит».
Когда со страстью борется еще слабая воля, пусть дитя тер-пит поражение. Помни: в конфликтах с совестью вырабатывается моральная стойкость.
«Пусть дитя грешит».
Ибо, если ребенок не ошибается в детстве и, всячески опе-каемый и охраняемый, не учится бороться с искушениями, он вырастает пассивно-нравственным - по отсутствию возможно-сти согрешить, а не активно-нравственным - нравственным бла-годаря сильному сдерживающему началу.


Не говори ему:
«Грех мне противен».
Скажи лучше:
«Не удивляюсь, что ты согрешил».
Помни:
«Ребенок имеет право солгать, выманить, вынудить, ук-расть. Ребенок не имеет права лгать, выманивать, вынуж-дать, красть» (выделено мной - Л. Б.).
Если ребенку ни разу не представлялся случай выковырить из кулича изюминки и тайком съесть их, он не мог стать честным и не будет им, когда возмужает...
Лжешь.
- Никогда я от тебя этого не ожидал... Значит, даже тебе нельзя доверять?


То-то и плохо, что не ожидал. Плохо и то, что безоговорочно доверял. Никудышный ты воспитатель: не знаешь даже, что ре-бенок - человек.»

Эти парадоксальные высказывания выдающегося педагога замечательны своей пронзительной правдой-бесстрашием. Ведь обычная прямолинейная мораль говорит: не лги, не кра-ди и т. д. и т. п.

 

А Януш Корчак утверждает как опытный пе-дагог-воспитатель, что ребенок, молодой человек может по-зволить себе иногда и солгать, и украсть, и смошенничать, и принудить. Одним словом, иногда вступить в конфликт со своей совестью. Иначе он не научится моральной стойкости, не будет активно-нравственным.


И в вопросах морали нужны прививки (вакцинация не-большими дозами дурного), чтобы выработать у человека им-мунитет против сильного дурного влияния.
Здесь, правда, есть проблема: какой должна быть доза дур-ного для вакцинации? Ведь с этим попустительством-оправданием можно попасть в ситуацию, описанную Эзопом еще две с половиной тысячи лет назад:


«Мальчик-вор и его мать. Мальчик в школе украл у това-рища дощечку и принес матери. А та не только его не наказа-ла, но даже похвалила. Тогда в другой раз он украл плащ и принес ей, а она приняла это еще охотнее. Время шло, маль-чик стал юношей и взялся за кражи покрупнее. Наконец пой-мали его однажды с поличным и, скрутив локти, повели на казнь; а мать шла следом и колотила себя в грудь.

 

И вот он сказал, что хочет что-то шепнуть ей на ухо; подошла она, а он разом ухватил зубами и откусил ей кусок уха. Стала мать ко-рить его, нечестивца: мало ему всех его преступлений, так он и родную мать еще увечит! Перебил ее сын: «Кабы наказала ты меня, когда я в первый раз принес тебе краденую дощечку, - не докатился бы я до такой судьбы и не вели бы меня сей-час на смерть».


Басня показывает: если не наказать вину в самом начале, она становится все больше и больше.»

 

24 мар 2010, 13:04
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.