Последние новости
05 дек 2016, 21:32
Приближается конец 2016 года, время подводить его итоги. Основным показателям финансового...
Поиск

» » » » Понятие структуры и виды структур научного знания


Понятие структуры и виды структур научного знания

Понятие структуры и виды структур научного знанияПрежде чем перейти к анализу структуры научного знания, следует определить общий смысл понятия структуры, который будет сохраняться в последующем изложении.
Понятие структуры, очевидно, применимо к тому, что является целым, системой, поэтому определяющим для него будет понятие системы. Что касается определений понятия системы, то, как бы ни подчеркивался в них приоритет «целостности», все они включают указание на множества элементов и отношения между ними. Структура оказывается в числе тех характеристик, которые раскрывают строение системы.

 

Если, как отметил В.Н. Садовский, все признаки, интуитивно связываемые с системой и системностью, условно разделить на три группы — характеризующие внутреннее строение системы, специфические системные свойства и поведение системы, — то их различные соединения дадут несколько десятков определений системы. Многообразие определений системы порождает разнообразие определений структуры.


Тем не менее разнообразие определений структуры можно свести к одному, более или менее приемлемому всеми: структура — это обобщенная характеристика специфических системных свойств, фиксирующая в абстрактной форме элементы, отношения, связи системы, их упорядоченность и организацию [3, с.85]. В это определение вписываются, например, все определения структуры, приводимые В. В. Агудовым [1, с. 21—46], который пришел к такому выводу: «структура», как бы мы ее ни понимали, — это связи между частями целого (будем ли мы эти связи абстрагировать от самих частей или брать в совокупности с ними) [1, с.84].


Дальнейшее изложение основывается на признании системного характера научного знания и применимости к нему понятия структуры, задаваемого приведенными определениями.
Анализ структуры научного знания возможен в рамках различных подходов или аспектов. В наиболее общем виде допустимо выделять семиотический, логический и гносеологический аспекты структуры научного знания.


Если смотреть на научное знание как на законченный и оформившийся продукт познавательной деятельности, то оно предстает в виде некоторой системы материальных знаков естественного или искусственного языка. В ней можно различить исходные и производные знаки, а также правила или операции получения производных знаков из исходных. Знаковая, или синтаксическая, структура является наиболее доступным показу аспектом структуры научного знания. Возможные расхождения в ее изображениях исследователями касаются конкретного вида названных элементов синтаксической структуры, но не общей структуры.


Скрытая за знаковой содержательная структура научного знания обнаруживается при семантическом подходе, учитывающем значение знаков. В зависимости от принятой концепции значения семантический анализ дает различные интерпретации структуры знания, укладывающейся в схему «знак — значение»: знаки — чувственно воспринимаемые предметы (в случае теории обозначения), знаки — образы или изображения (в случае теории образов или изображений), знаки — операции (в случае операциональной теории значения) и т.д. Отношение знаков к субъекту, выявляемое прагматикой, также может накладывать свой отпечаток на структуру знания.


Дальнейшее продвижение вглубь содержания знания достигается логическим анализом значений. Он позволяет выявить логическую структуру знания, элементами которой являются понятия, суждения и отношения между ними. Собственно логические отношения можно представить отношениями определения и выводимости, другие — отношением дополнения.


Поскольку смысл любого слова выражается в совокупности других слов, связанных по смыслу в предложения, постольку актуально логическая структура знания представляет собой совокупность слов и предложений, синтаксически и по смыслу связанных друг с другом. Возникает даже соблазн считать предложения исходными элементами логической структуры, так как выражаемая ими мысль обычно более определенна по сравнению с мыслью, выраженной отдельными словами. Однако при учете

формирования слов и предложений первичными следует считать слова, усвоение смысла которых предшествует их соединению в предложения (в некоторой степени это подтверждается формированием языка и мышления у ребенка). Логический подход сам по себе не позволяет отдать предпочтение словам или предложениям в качестве исходных элементов структуры знания.

24 мар 2010, 13:04
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.