Последние новости
01 дек 2016, 18:53
Тридцать лет назад, 26 апреля 1986 года, рядом с украинским городом Припять произошла...
Поиск





Этапы развития науки

Этапы развития наукиПериодизация развития науки основывается на допущении сохранения ее существенных признаков, непрерывности изменения ее содержания, исключающего провалы, пустоты в содержании науки либо полное замещение предшедствующего содержания последующим, т.е. полный возврат к началу.

Иначе говоря, периодизация опирается на накопительную модель развития науки, а не соперничающие с нею парадигмальную (Т. Кун), программно-исследовательскую (И. Лакатос) или анархистскую (П. Фейерабенд) модели. Кроме того, нельзя упускать из виду, что накопительная модель развития науки подразумевает европоцентризм. Избрав накопительную модель развития науки, можно устанавливать ее периодизацию в зависимости от смены состояний ее внутренних или внешних факторов.

Выбор факторов совершается субъектом, но сами факторы существуют до и независимо от выбора. Внешними факторами развития науки служат география ее существования, историческое время (представленное эпохами, культурами, мировозрениями, общественно-экономическими формациями, способами производства, социально-политическими системами и т.п.) и биография ее создателей.

Связь состояний науки с такими внешними факторами позволяет выделять в качестве этапов, или периодов, развития определенных видов науки, например, восточную, арабскую и европейскую медицину, теорию полета ракет России, Германии и США, механику Древнего мира, эпохи Возрождения и Нового времени, логику мышления первобытной, индийской, греко-римской и европейской культур, науку рабовладельческой, феодальной и капиталистической формаций, космологию язычества, христианства и современного научного мировоззрения, науку деспотических, тоталитарных, либеральных и демократических социально-политических систем, геометрию Эвкли-да, Лобачевского и Римана, физику Аристотеля, Галилея - Ньютона, Пуанкаре - Эйнштейна и Бора, Планка, Гейзенберга, Шредингера и т.д. Множеству внешних факторов соответствует множество периодизаций развития науки в целом или ее частей, и каждому периоду свойственны отличительные черты состояния науки.

Скажем, механика Древнего мира была элементарной статикой твердых и жидких тел, представленной правилами Архимеда; механика эпохи Возрождения - развитой статикой, началами кинематики (законы Кеплера и Галилея) и динамики (преобразования Галилея); механика Нового времени - теориями статики, кинематики и динамики (олицетворенными Ферма, Торричелли, Ньютоном и др.).

Или, к примеру, геометрия Эвклида отличается наглядностью обыденного опыта, избытком аксиом, соединением логики и усмотрений из построений в доказательствах; геометрия Лобачевского - подчеркнутой предположительностью аксиомы о параллельных, зависимостью построений от принятой аксиомы, лишенной наглядности обыденного опыта, и вынесением геометрии на суд научного опыта; обобщенная геометрия Римана - универсализмом определения начал геометрии (например, единичного отрезка метрической геометрии), допускающим возможность создания необозримого многообразия метрических геометрий.

Внутренними факторами развития науки служат изменения элементов самой науки: эмпирических данных, законов, принципов и философских предпосылок. Эмпирические данные начала научного познания в каждой области ограничены и обеспечивают описательный уровень научного знания. Поэтому первому этапу развития науки на основе эмпирии свойственны бедность эмпирической опоры, связанная с поверхностным и ограниченным практическим освоением мира, описательность знания разрозненных областей мира и умозрительность объяснений, причем умозрительность считалась высшим достоинством знания.

Хронологически это отражено наукой Древнего мира и Средневековья. Практика эпохи Возрождения и Нового времени расширила эмпирию науки и обусловила растущий спрос на эмпирические данные науки (предсказания, следствия), придав опыту решающую роль в ограничении научных умозрений. Новая роль опыта была зафиксирована в философии позитивизма О. Конта и его последователей, провозгласившей: воображение должно быть поставлено под контроль наблюдения в опыте. Это второй этап развития науки на основе эмпирии. К настоящему, третьему этапу развития науки эмпирия, сохраняя свою роль конечного средства контроля научного воображения, приобрела опосредованный теоретическими толкованиями характер.

Периодизация развития науки возможна в зависимости от смены господствующих в ней законов, различающихся по степени и видам математизации, эмпирической значимости и степени универсальности (широте охвата явлений). Первому этапу, началу науки соответствуют сугубо описательные и узко эмпирические законы с элементарной математизацией. Таковы астрономия и механика от Птолемея и Архимеда до Кеплера и Галилея, термодинамики трех начал, физика электричества от Ома до Ампера, химия законов сохранения веса и кратных отношений, эволюционная биология Дарвина и т.д.

Второму этапу развития науки на основе изменения господствующих в ней законов свойственна опора на законы в развитой математической форме (дифференциальных и интегральных уравнениях, отношениях между матрицами), на универсальные законы сохранения. Таковы механика от Ньютона до Гамильтона, электродинамика Максвелла, термодинамика кинетическая и статическая, квантовая и релятивистская механики, химия после Менделеева, генетика и т.д. Наконец, можно выделить третий этап развития науки, подчиняющийся ее законам системности и движения информации. На этом этапе оценка, отбор и решение проблем науки ставятся в зависимость от податливости к законам системности и информационных процессов.

Легко прослеживается развитие науки по меняющимся в ней принципам. Можно обозначить этапы развития науки господством в ней принципов дальнодействия, динамического (лапла-совского), статического и комбинированного из них детерминизма, принципы представления объекта познания закрытой равновестной системой с главенствующими силовыми взаимодействиями и принципа представления объекта познания открытой неравностной системой с главенствующими несиловыми, информационными процессами.

Непосредственно с внутринаучными связаны общенаучные принципы: анализа, синтеза, индукции, дедукции, аналогии, доказательности, опытной подтверждаемое и т. д. Возможна периодизация развития науки по главенству в ней подобных принципов и их сочетаний. К примеру, выделяются этапы развития науки с главенством элементаристски-аналитического и системно-синтетического принципов, индуктивного и гипоте-тико-дедуктивного принципов и др.

По философским препосылкам различаются: умозрительно-метафизический, феноменологический и сущностный; синкретический (неделимый), наивно-диалектический, умозрительно-метафизический, диалектический и другие этапы развития науки.

Разумеется, вполне различимы этапы развития отдельных наук, по тем или иным внешним и внутренним изменяющимся факторам. Таковы этапы становления логики, математики, механики, физики, химии, биологии, социологии и других наук. Все периодизации условны, но безусловно наличие их как таковых.

24 мар 2010, 13:04
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.